Броня

БРОНЯ, средство защиты людей, военной техники, вооружения и оборонительных сооружений от различных средств поражения, представляющее собой прочную преграду, изготовленную из специальных материалов. Основное свойство брони - высокая стойкость (сопротивляемость внешним воздействиям) и пластичность, т. е. способность не давать трещин, расколов, проломов и отколов при ударах пуль, снарядов и тому подобное.

Защитное вооружение из металла (аналог брони) и других материалов широко применялось в эпоху Древнего мира и Средневековья. С развитием огнестрельного оружия броня временно утратила своё значение; вновь получила распространение во 2-й половине 19 века, особенно после создания высокопрочного материала - броневой стали. Из стали изготовляли броню боевых кораблей (броненосца, линейного корабля), танков, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов и др. С 1860-х годов броню стали применять как один из материалов для фортификационных сооружений (смотри Крепость). В 1880 году в Великобритании для броненосцев изготовлялись составные броневые плиты со стальными наружным и внутренним железными слоями, так называемый компаунд. В ходе англобурской войны 1899-1902 годов броня использовалась как средство защиты бронеавтомобиля и бронепоезда, в 1-й мировой войне - танка. В авиации броня впервые применена в Италии в 1911 году. Защита в форме броневых щитов (бронеспинок), крепившихся за креслом пилота, стала обязательным элементом боевых самолётов. Важным этапом в развитии авиационной брони явилась разработка в СССР в конце 1930-х годов специальной броневой стали (марка АБ-1), что позволило создать штурмовик Ил-2 с цельноброневым фюзеляжем («летающий танк»). Масса стальной брони обычно составляет значительную часть общей массы бронируемого объекта: например, у линейных кораблей - до 40% (толщина бортовой брони до 500 мм), у танков - до 50% (толщина лобовой брони до 200 мм).

Реклама

По конструкции различают броню монолитную (однослойную), изготовленную из одного листа броневого материала или одной цельной отливки, и многослойную. Последняя может быть: составной, в которой отдельные детали брони накладываются друг на друга вплотную без зазора и соединяются между собой; разнесённой, когда между деталями имеется воздушный промежуток; комбинированной, составленной из нескольких слоёв, каждый из которых рассчитан на противостояние определённому виду воздействия (например, для защиты от пуль и бронебойных снарядов служит броневая сталь, от кумулятивных - стекловолокно или керамика, от нейтронного потока проникающей радиации - пластмассы). Материалы, толщина слоёв и их взаимное расположение в комбинированной броне зависят от конкретных требований к защите того или иного объекта. Наиболее эффективна слоистая броня из композиционных материалов: например, наружный слой выполнен из керамики, а внутренний - из стеклопластика, армированного высокопрочным стекловолокном. Первым принятым на вооружение танком с комбинированной броней стал разработанный под руководством А. А. Морозова советский танк Т-64А (1966), в других странах танки с такой броней приняты на вооружение в конце 1970-х годов.

Со 2-й половины 20 века широко применяется броня из высокопрочных сплавов на основе алюминия с добавками магния, цинка, марганца, хрома, а также из сплавов на основе титана. Детали брони из алюминиевых и титановых сплавов, обладающие такой же, как стальные, стойкостью, при меньшей массе имеют значительно большую толщину, что обусловливает более высокую жёсткость всей броневой конструкции. Кроме того, броня из алюминиевых сплавов при пробивании даёт меньше осколков. Из алюминиевой и титановой брони изготовляют отдельные детали и целые корпуса лёгких бронированных машин, боевых самолётов, вертолётов и небольших боевых кораблей. В разных странах активно ведутся работы по созданию брони из пластмассы и композиционных материалов.

Для защиты современных танков (главным образом от поражения кумулятивными снарядами) на основной броне устанавливают элементы динамической защиты (ДЗ) - так называемую реактивную броню. Элемент ДЗ представляет собой стальную коробку, внутри которой размещён плоский заряд ВВ. При ударе кумулятивного снаряда в ДЗ образуется кумулятивная струя, которая вызывает детонацию заряда ВВ; возникающая при этом ударная волна деформирует струю, пробивная сила которой резко уменьшается. Различают ДЗ навесную и встроенную (заряды ВВ размещаются между щитами комбинированной брони). Навесная защита разработана Б. В. Войцеховским в СССР в 1960-е годы (не принята на вооружение); впервые использована израильской армией в боях в Ливане. На советских танках навесная ДЗ устанавливается с 1983 года; с 1985 года применяется также встроенная защита.

В качестве средств индивидуальной защиты военнослужащих стальные нагрудники (прообраз бронежилетов) применялись в ходе 1-й и 2-й мировых войн. С 1950-х годов широко используются бронежилеты на основе высокомодульных волокон (кевлар). Для современных бронежилетов применяют бронепластины из композиционных материалов на основе алюмооксидной керамики или из специального пластика, а также из титана, обеспечивающие защиту от пуль стрелкового оружия и от небольших осколков.

Лит.: Бирюков В. С. Применение брони в военном деле. М., 1961; Заец А. Р. Броня России: Эволюция боевых и специальных бронированных машин в Советском Союзе и России после Второй мировой войны. Екатеринбург, 2002.