Брук Питер

Брук (Brook) ПитерБРУК (Brook) Питер (родился 21.3.1925, Лондон), английский режиссёр. Родился в семье российских иммигрантов. Ко времени обучения в Оксфордском университете (1942-44) относятся первые режиссёрские опыты в кино и театре. Первая постановка на профессиональной сцене - «Адская машина» Ж. Кокто (1945, театральный клуб «Шантеклер», Лондон). В этом же году Брук был приглашён в Бирмингемский репертуарный театр («Человек и сверхчеловек» Б. Шоу; «Король Джон» У. Шекспира; «Женщина с моря» Г. Ибсена), где началось многолетнее творческое содружество с П. Скофилдом. После успеха спектаклей «Бесплодные усилия любви» (1946) и «Ромео и Джульетта» (1947) Шекспира (в Шекспировском мемориальном театре в г. Стратфордапон-Эйвон), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (театр «Лирик», Лондон, 1946) и некоторых др. Брук стал главным режиссёром театра «Ковент-Гарден» (1948-50), где поставил «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского (1948), «Саломею» Р. Штрауса (1949, сценография С. Дали) и др. «Гамлет» Шекспира, показанный на гастролях в Москве (1955), сыграл важную роль в приобщении советского театра к мировому театральному процессу. В сокровищницу мировой сценической шекспирианы вошли спектакли «Мера за меру» (1950) и «Тит Андроник» (1955; оба - в Шекспировском мемориальном театре). Брук стремился выявить музыкальность шекспировских текстов, акцентируя тончайшие взаимодействия между ритмом, тоном и энергией актёрской игры и речи. Проводил параллель между искусством театра и кинематографом, придавал особую динамику сценическому действию, чередуя крупные и общие планы, разрабатывал универсальный сценический язык, понятный любому зрителю независимо от культуры, образования и т. д. Выдвинувшись в первый ряд английских режиссёров, Брук, наряду с произведениями Шекспира, ставил пьесы Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. С. Элиота, Ф. Дюрренматта, Т. Уильямса, К. Фрая и др. В его спектаклях играли ведущие актёры (П. Скофилд, А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье). В 1962-1970-х годах Брук работал в обновлённом Королевском Шекспировском театре, где в 1962 году осуществил постановку трагедии Шекспира «Король Лир». Этот суровый и жестокий спектакль, занявший центральное место в творчестве Брука 1960-х годов, - итог раздумий художника о судьбах человечества, прошедшего через все ужасы 20 века.

Реклама

С начала 1960-х годов Брук занялся экспериментальной работой, цель которой - постичь глубинную подсознательную основу сценического действа. Эта работа включала программу упражнений «театр жестокости» - в развитие идей А. Арто (совместно с американским режиссёром Ч. Мэровицем, Лондонская академия музыкального  и драматического искусства, 1964), «деконструкцию» «Бури» Шекспира и «Эдипа» Сенеки (обе поставлены в 1968 году). К этому же времени относятся антивоенные спектакли «Физики» Ф. Дюрренматта (1963), «Марат/Сад» (1964) и «Дознание» (1965) П. Вайса, коллективное сочинение о войне во Вьетнаме «US» (1966).

В 1970 году Брук поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира как произведение, проникнутое духом праздничности и прославляющее искусство театра. В том же году начал работу в основанном им Международном центре театральных исследований в Париже, где вместе с интернациональной группой актёров, художников, музыкантов на практике исследует природу и воздействие театра. Преследуя цель взаимодополнения разных культур (которое, по мнению Брука, только и может по-настоящему объединить человечество), постоянно обращается к мифологии, фольклору и литературе Востока, в том числе поставил грандиозный спектакль по индийский эпосу «Махабхарата» (1985). Среди других постановок: «Тимон Афинский» (1974), «Мера за меру» (1978), «Буря» (1990), «Трагедия Гамлета» (2000) по Шекспиру, «Вишнёвый сад» (1981 и 1987) А. П. Чехова, «Человек, который...» по книге психолога О. Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу» (1991), «Счастливые дни» С. Беккета (1996), «Твоя рука - в моей» К. Рокамора по письмам А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2004). Брук продолжал ставить и оперные спектакли: «Фауст» Ш. Гуно (1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1957) - оба в театре «Метрополитенопера», камерный вариант оперы Ж. Бизе - «Трагедия Кармен» (1981, Париж) и др. Видное место в кинематографе 2-й половины 20 века заняли фильмы Брука «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963), а также киноверсии театральных постановок. Награждён орденом Почётного легиона (1987).

Соч.: Блуждающая точка. М., 1996; Пустое пространство. Секретов нет. М., 2003; Нити времени. М., 2005.

Лит.: Trewin J. С. Р. Brook: а biography. L., 1971; Р. Brook: а theatrical casebook. L., 1991; Театр П. Брука. Взгляд из России. М., 2000.

В. А. Ряполова.