Брунеллески Филиппо
БРУНЕЛЛЕСКИ (Brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция - 15.4.1446, там же), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель, сценограф. Сын нотариуса Б. Липпи. Принадлежал к блестящей плеяде гуманистов, включавшей Л. Б. Альберти (посвятил Брунеллески свой трактат «О живописи»), Мазаччо, Луку делла Роббиа, П. П. Тосканелли, Л. Бруни и др. В 1398 году вступил в цех ювелиров; выполнил серебряные фигуры для алтаря собора в Пистое (1399-1400 годы). В 1401-02 годах исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление новых дверей флорентийского баптистерия (уступил первенство Л. Гиберти). После неудачи в конкурсе изучал в Риме античные памятники (по преданию, вместе с Донателло). Работал в основном во Флоренции. Создал деревянное «Распятие» для церкви Санта-Мария-Новелла (около 1425 года). В 1404 году упомянут (вместе с Гиберти) как консультант строительного комитета собора Санта-Мария-дель-Фьоре. До 1436 года занимался возведением купола собора (рисунок и деревянная модель – 1417 год; большая кирпичная модель – 1418 год, совместно с Нанни ди Банко и Донателло; окончательная модель – 1419 год; строительная программа – 1420 год, совместно с Гиберти) со световым фонарём (модель – 1432 год; закончен в 1471 году) и эдикулами (закончены в начале 1460-х годов); выполнил сложные инженерные устройства для ведения строительных работ. Величественный 8-гранный купол собора, шедевр строительной мысли раннего итальянского Возрождения, - одна из главных архитектурных доминант Флоренции.
Реклама
Благодаря его флорентийским постройкам уже современники признавали Брунеллески как первого зодчего своей эпохи. Его главной творческой задачей было создание центрического пространства с декоративным убранством на основе античных ордеров. В церкви Сан-Лоренцо он возвёл Старую сакристию (около 1419-29 годов) - квадратное в плане сооружение с зонтичным куполом, структура которого подчёркнута выделенными цветом элементами ордера. В Капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче, 1429-69 годы; после смерти Брунеллески возводилась под руководством Дж. да Майано) центрическое пространство оформлено пилястрами, фризами, карнизами, арочными дугами и другими архитектурными элементами из серого камня. Ближе всего к идеальной центрической форме незаконченная церковь Санта-Мария-дельи-Анджели (начата около 1434 года) с объёмом в виде 16-гранника и куполом на 8-гранном барабане. Брунеллески использовал ордер в сочетании с планом 3-нефной купольной базилики в церквах Сан-Лоренцо (с 1421 года) и Санто-Спирито (с 1434 года). Среди других построек Брунеллески - недостроенный дворец партии гвельфов (около 1430-34 годов), центральная часть Палаццо Питти (начата в 1440 году).
Создал ряд проектов организации городского пространства. Воспитательный дом - так называемый Оспедале-дельи-Инноченти (1419-1427 годы; завершён в 1445 году) задуман как идеальная композиция с квадратной в плане площадью, обрамлённой лоджиями зданий. Тот же приём применён в ансамбле площади Сантиссима-Аннунциата (предположительно осуществлён по рисунку Брунеллески, около 1447 года). Не осуществлены планы других торжественных площадей (с дворцом Медичи перед церковью Сан-Лоренцо, 1434 год, и перед церковью Санто-Спирито с открытым видом на реке Арно). Брунеллески вёл обширные фортификационные работы, укреплял берега Арно, строил мосты. Занимался оформлением религиозных праздников (представление в церкви Санта-Мария-дель-Кармине на празднике Вознесения, 1439 год, описано в путевых записках суздальского архиепископа Авраамия). Один из изобретателей (вместе с Л. Б. Альберти и Л. Гиберти) прямой перспективы - способа передачи трёхмерного пространства на плоскости с единой точкой схода (устраивал оптические сеансы, в том числе с 2 выполненными им ведутами - флорентийского баптистерия и Палаццо Веккьо). Также писал сонеты.
Лит.: Brunelleschi / Ed. G. F. Argan. Mil., 1955; Manetti А. Vita di F. Brunelleschi. Mil., 1976; Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.