Брунер Джером Сеймур

БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (родился 1.10.1915, Нью-Йорк), американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Окончил Гарвардский университет (доктор философии, 1941 год). Профессор Гарвардского (1952-1972 годы), Оксфордского (1972-80 годы) университетов, Школы социальных исследований в Нью-Йорке (1981-88 годы), Нью-Йоркского университета (1988 год). Разработал теорию восприятия как процесса категоризации, последовательного перебора «перцептивных гипотез» относительно воспринимаемого объекта на основе его ключевых признаков. Экспериментально показал зависимость восприятия размера предметов от их субъективной ценности и социального значения. Основал психологическое направление «Новый взгляд» («New Look»), разрабатывающее экологический подход к познанию с учётом мотивационно-эмоциональной сферы и системы ценностей познающего субъекта. В своей концепции развития познания синтезировал идеи Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, в качестве ступеней этого развития выделял три системы представления мира: через практическое действие, через образ и через знак. Подчёркивал роль культуры в развитии познания, изучал различные формы передачи культурного опыта. Предлагал строить обучение детей в соответствии с адекватной возрасту формой представления мира.

Соч.: Процесс обучения. М., 1962; Психология познания. М., 1977; Actual minds, possible worlds. Camb. (Mass.), 1986; Acts of meaning. Camb. (Mass.), 1991; The culture of education. Camb. (Mass.), 1996.             

М. В. Фаликман.