Брюллов Карл Пав­лович

Брюллов (до 1822 Брюлло) Карл Пав­ловичБРЮЛЛОВ (до 1822 Брюлло) Карл Павлович [12(23).12.1799, Санкт-Петербург - 23.6.1852, деревня Марчано, близ Рима; похоронен в Риме], российский живописец и рисовальщик. Прадед, дед и отец Брюллова были скульпторами, происходившими из французской семьи гугенотов Bruleleau; в 1773 году они приехали в Россию из Германии (где носили фамилию Brüllo). Учился у отца, Павла Ивановича Брюлло (1758-1833), затем в петербургской Академии Художеств (1809-21) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова. В 1822 году был послан ОПХ за границу вместе с братом, А. П. Брюлловым. Посетил Германию и Северную Италию, знакомился с музеями и архитектурой; в 1823-35 годах жил в Риме, где изучал античную скульптуру, творчество Микеланджело и особенно Рафаэля. В «Прогулках по Риму» (1828) Стендаля сохранилось описание работы молодого Брюллова над копией ватиканской фрески «Афинская школа» (Музей РАХ, Санкт-Петербург).

Реклама

Уже в ранних работах, пронизанных светом, Брюллов создал собственный живописный стиль, преломлявший в романтичном ключе традиции академического классицизма. Его прославленные «итальянские сцены» сочетали жанровость и портретность («Итальянский полдень. Итальянка, снимающая виноград», 1827, ГРМ, и др.). В Риме Брюллов создавал также исторические и мифологические композиции («Вирсавия»), портреты («Всадница»; обе картины - 1832, ГТГ). Наиболее известное из произведений художника - большое полотно «Последний день Помпеи» (1830-1833, ГРМ) - написано по заказу мецената А. Н. Демидова. По дороге в Россию картина с триумфом была показана в Милане, Париже и других городах. Её высоко оценили В. Скотт, Б. Торвальдсен, А. А. Иванов, Н. В. Гоголь (посвятил ей статью); А. И. Герцен проницательно увидел в ней зашифрованные аллюзии на мрачную российскую действительность после поражения декабристов, прославление душевного благородства и стойкости перед лицом несчастья, высокий этический пафос.

В 1835-36 годах художник путешествовал по Греции и Турции, где исполнил акварельные пейзажи и портреты; затем через Одессу вернулся в Россию. В мае 1836 года он познакомился в Москве с А. С. Пушкиным, высоко оценившим творчество художника; во время их последней встречи в Санкт-Петербурге (25.1.1837) Брюллов обещал поэту написать его портрет, а после смерти Пушкина исполнил эскизы памятника ему. Портретное творчество составляет наиболее значительную часть наследия Брюллова (свыше 400 работ); он одинаково свободно использовал самые разные техники и типы портрета - от беглых, виртуозных карандашных набросков, камерных акварелей до парадных портретов-картин и групповых портретов. Отдавая предпочтение жидкой, сильно разведённой краске, положенной на светлый грунт, Брюллов достигал удивительных эффектов свечения чистых звучных тонов; идеальная проработанность лиц нередко сочетается у него с недописанным фоном. В лучших портретах Брюллова виртуозность мастерства сочетается с остротой психологического видения - прежде всего в изображении близких ему людей: поэтов А. К. Толстого (1836, ГРМ), В. А. Жуковского (1837-38, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве; написан с целью сбора денег, необходимых для выкупа на волю молодого Шевченко) и И. А. Крылова (1839, ГТГ; дописан одним из учеников Брюллова), переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), княгини Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), графини Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью (около 1842, ГРМ).

Брюллов (до 1822 Брюлло) Карл Пав­ловичВ России Брюллов начал работу над огромным историческим полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.» (1839-43, ГТГ), однако постоянная опека Николая I, нежелание Брюллова следовать официальной «идеологической программе» (прославление церкви и самодержавия), а также фактический отказ написать портрет императора чрезвычайно осложнили его пребывание на родине. Начатые им росписи плафона большого купола и парусов в Исаакиевском соборе (1843-47) пришлось прервать из-за болезни; нереализованными остались его проекты росписей Пулковской обсерватории и др. Во время одного из тяжёлых приступов болезни и меланхолии всего за два часа (по свидетельству современников) Брюллов пишет свой знаменитый автопортрет (1848, ГТГ), исполненный скрытого драматизма, в тревожной цветовой гамме (сочетание тёмно-красного и чёрного тонов, насыщенных рефлексами).

В 1849 году художник навсегда покидает Россию и через Майорку возвращается в Рим. Его поздние портреты отличаются тонкостью психологических наблюдений, отсутствием внешних эффектов (археолог М. Ланчи, 1851, ГТГ; «Джульетта Титтони в виде Жанны д’Арк», 1851, и др.). Пессимистическим итогом жизни Брюллова стал замысел монументальной картины «Всеразрушающее время» (эскиз 1850-1852, собрание семьи Титтони, Италия), предвосхитивший искания европейского символизма. Почётный вольный общник петербургской Академии Художеств (1834); преподавал там же (профессор в 1836-49; среди его учеников - Т. Г. Шевченко, А. А. Агин). Член миланской и пармской Академии Художеств, академии Святого Луки в Риме, профессор флорентийской Академии Художеств.

Лит.: К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. 2-е изд. М., 1961; Ацаркина Э. К. П. Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963; Корнилова А. В. К. Брюллов в Петербурге. Л., 1976; Бочаров И., Глушакова Ю. К. Брюллов. Итальянские находки. М., 1984; Леонтьева Г. К. К. Брюллов. Л., 1997; Кулаков В. Карл Великий // Наше наследие. 2000. № 52; Дубова О. Б. К. Брюллов. М., 2005.

В. А. Кулаков.