Бухарев Александр Матвеевич

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) [22.7(3.8).1822, село Фёдоровское Корчевского уезда Тверской губернии - 2(14).4.1871, Переславль-Залесский Владимирской губернии], русский богослов, педагог, религиозный философ, литературный критик. Родился в семье дьякона. Учился в Тверской духовной семинарии (1837-42), Московской духовной академии (1842-46), преподавал библейскую историю и греческий язык (с 1854 года профессор). Особое влияние на Бухарева оказали митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) (долгое время являлся покровителем Бухарева), профессора академии протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский. В июне 1846 года Бухарев принял монашество. С 1848 года стал развивать одну из главных своих идей соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь. Изучал религиозные взгляды Н. В. Гоголя, свои размышления изложил в «Трёх письмах». Под влиянием юродивого П. А. Томаницкого сформировалась мистико-пророческая направленность творчества Бухарева. С 1850 года соборный иеромонах Донского монастыря в Москве. В 1853 году возведён в сан архимандрита.

Реклама

В 1854 году Бухарев определён в Казанскую духовную академию, преподавал догматическое и нравственное богословие. В 1858 году переведён в Санкт-Петербург в качестве члена Комитета цензуры духовных книг (проявил большую терпимость к «опасной» публицистике в журнале «Современник»); одновременно публиковал свои статьи в духовной периодике. Особый интерес представляют его публикации о творчестве В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Н. Г. Чернышевского. В 1861 году уволен с должности цензора и отправлен в Никитский монастырь (город Переславль-Залесский). В 1862 году из-за статей литературного критика В. И. Аскоченского (литератор и общественный деятель 1860-70-х годов, издатель популярного еженедельника «Домашняя беседа для народного чтения»), обвинявшего Бухарева в «еретичестве», Синод запретил издавать одно из основных сочинений Бухарева «Исследования Апокалипсиса» (опубликовано в 1916 году), после чего Бухарев подал прошение о снятии духовного и монашеского сана. Такое решение было связано с тем, что он не мог нарушить данный перед Господом обет безусловного послушания, требуемый монашеством, но и «идти на покой нравственного усыпления» он тоже не желал. В июне 1863 года он был расстрижен, лишён звания магистра, права проживания в тех епархиях, где пребывал монахом; ему запрещено было занимать государственные должности и публиковаться в церковных изданиях. Не имея возможности зарабатывать, последние годы жизни провёл в крайней нужде. Его надежда получить большую свободу творчества после сложения сана и отречения от всех званий не оправдалась. Рассматривал проблемы соотношения богословского и философского опытов, считая, что опыт новейшей рационалистической философии не чужд христианству. По существу, ставил задачу возрождения и развития традиции религиозной метафизики. Этим в первую очередь объясняется интерес к его творчеству П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и др.

Соч.: О православии в отношении к современности. СПб., 1860; О духовных потребностях жизни. М., 1991.

Лит.: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. СПб., 1997; Дмитриев А. П. А. М. Бухарев (архимандрит Феодор) как литературный критик // Христианство и русская литература. СПб., 1996. Вып. 2.

Б. Ф. Егоров, В. А. Фатеев.