Бухара

БухараБУХАРА, город на юге центральной части Узбекистана, с 1992 года административный центр Бухарского вилаята (области). Население 248,4 тысяч человек (2006). Расположен в оазисе в низовьях реки Зеравшан. Транспортный узел.

Происхождение названия «Бухара» связывают с санскритским «вихара» - монастырь. По археологическим данным, Бухара возникла не позднее 1 века нашей эры, по письменным источникам история города прослеживается с 5 века. Уже в раннем Средневековье Бухара была значительным торгово-ремесленным и культурным центром на Великом шёлковом пути. В 709 году Бухару завоевали арабы, принёсшие с собой ислам, и она стала одним из крупнейших центров мусульманской святости и учёности. В 9-10 веках Бухара – столица государства Саманидов. В это время здесь жили и работали историк Наршахи, учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. В конце 10 века Бухара входила в государство Караханидов; в середине 12 века её подчинили племена каракитаев, в начале 13 века - государство Хорезмшахов. При этом Бухара сохраняла определённую внутреннюю самостоятельность; наследственная власть в городе в домонгольское время находилась в руках высших духовных сановников («садров»). В 1220 году Бухара была беспощадно разграблена Чингисханом и вплоть до 2-й половины 14 века пребывала под властью его потомков - Чингисидов. С 1370 года и до конца 15 века Бухарой владели Тимур и его потомки - Тимуриды. В начале 16 века Бухара была занята кочевыми узбеками и в 1558 (или 1560) году стала столицей Бухарского ханства, которым правила династия Шейбанидов. В 1740 году иранский шах Надир завоевал Бухару. После смерти Надира (1747) в ходе междоусобиц к власти в Бухаре в 1753 году пришла династия эмиров Мангыт, которая продержалась на бухарском троне до 1920 года (смотри Бухарский эмират). Несмотря на все катаклизмы и потрясения, Бухара сохраняла славу центра золотошвейного и шёлкоткацкого промыслов, чеканки по меди и др. С 16 века всё более расширялись торговые связи Бухары с Россией. В ходе присоединения Туркестана к Российской империи территория эмирата была заметно урезана, но Бухара сохранила внутреннюю самостоятельность, а её государи в 1868-73 годах стали вассалами русских царей. С октября 1920 года Бухара - столица Бухарской народной советской республики. По национально-государственному размежеванию 1924-25 годов в Средней Азии она стала центром Зеравшанского округа, с 1938 года - Бухарской области Узбекской ССР.

Реклама

Бухара

Среднеазиатские мусульмане считали Бухару своей «Меккой» и рассматривали её как очаг исламского правоверия. Подавляющее число бухарцев было суннитами, небольшую часть составляли шииты (в основном выходцы из Ирана). Издревле в Бухаре существовала еврейская община. По данным на 1913 год, в Бухаре насчитывалось 364 суннитские мечети, из них 8 - соборных, 4 шиитских молитвенных дома, 2 синагоги и несколько иудейских молелен. Огромным влиянием в Бухаре располагало духовное сословие, к которому причислялись «кадии» (судьи), «имамы» и «хатибы» (руководители общей молитвы мусульман и проповедники в мечетях), «мударрисы» (преподаватели медресе), «саййиды» (лица, считавшиеся потомками пророка Мухаммеда), а также «ходжи» (потомки первых арабских поселенцев). Духовные круги Бухары представляли собой сплочённую корпорацию, жившую по нормам шариата и следившую за строгим соблюдением этих норм в городе. Первым лицом в их среде являлся «кади-калон» (верховный судья Бухары с официальным титулом «убежище шариата»). С ними были вынуждены считаться даже светские государи Бухары. Так, эмир Абул-Ахад (1885-1910) из-за конфликта с духовными кругами Бухары все годы правления провёл вне столицы своего государства. Верхушка бухарского «мусульманства» в своей политике умело использовала многотысячную корпорацию «мулло-бачей» - слушателей многочисленных медресе. С их участием неоднократно организовывались шумные публичные выступления против любых новаций. Многие бухарские мечети, медресе и мазары до 1920 года владели немалой «богоугодной» собственностью («вакфами»): земельными угодьями, караван-сараями, торговыми лавками и пр.

БухараБухара - город-музей (около 140 архитектурных памятников), в основном сохранивший традиционную структуру среднеазиатского города с цитаделью, укреплённым городским ядром - шахристаном и торгово-ремесленным пригородом - рабадом, обнесённым стеной. Бухара развивалась от стен арка (постройки конца 18 - начала 19 веков), мощные ворота которого открывались на парадную площадь - регистан. Архитектурный облик старой Бухары определяют монументальные ансамбли: Пои-Калян (минарет Калян, 1127 год; мечеть Масджиди-Калян, 1-я половина 15 века, перестройки 16 века, - 4 сводчатых айвана перекрыты 288 куполами на кирпичных столбах, на фасадах и в интерьере - мозаика из поливных кирпичей и керамических плиток; медресе Мири-Араб с парадной усыпальницей, 1535-36); Кош-медресе (2-айванное 2-этажное небольшое медресе Мадари-хана, 1566-67 годы; 4-айванное, усложнённой планировки медресе Абдуллы-хана с искусной системой перекрытий и сине-голубым керамическим декором, 1588-90); ансамбль городского бассейна - Ляби-хауз (медресе Кукельташ, 1568-69 годы; медресе Надира-Диванбеги, 1622 год; ханака Надира-Диван-беги, 1620-е); Бала-хауз (зимняя мечеть, 1712 год, с колонным айваном - летней мечетью, начало 20 века, бассейном-хаузом и минаретом, 1917 год, архитектор Ширин Мурадов). Мечети: Магоки-Аттари (12, 16 века, фигурная кладка кирпичом, резная и поливная терракота), Балянд (конец 15 - начало 16 веков, колонный айван, росписи «кундаль» - красками и золотом по рельефной основе из ганча). Медресе Улугбека (1417 год, архитектор Исмаил бини Тахир бини Махмуд Исфахани, керамические облицовки фасадов – 1585), соединённое с медресе Абдулазиза-хана (1652 год, архитектор Мухаммед Салих, мастера декора Мухаммед Амин, Мим-Хакан). Усыпальница Саманидов (мавзолей Исмаила Самани, конец 9 - начало 10 веков), комплекс мавзолеев Сейф ад-Дина (Сендеддин) Бохарзи (2-я половина 14 века, портал - 15-16 века) и Буян-Кули-хана (около 1358 года). Чашма-Аюб («Колодец Иова», 1380 год или 1384-85) - 2-купольное культовое мусульманское здание над легендарным источником. Суфийские обители-ханаки Ходжи Зайн ад-Дина (1-я половина 16 века), Баха ад-Дина (1544-45 годы; в одноимённом ансамбле), Файзабад (1598-99). Торговые купольные здания (так называемые так-и) - Заргаран («Купол ювелиров», 15 век), Саррафан («Купол менял», середина 16 века), Тельпак-Фурушан («Купол продавцов головных уборов», 2-я половина 16 века); многостолпный многокупольный рынок Абдуллы-хана (16 век). Застройка Бухары в середине - конце 20 века велась с учётом старой планировки. В 1964 году утверждён план реконструкции Бухары (архитекторы В. П. Чунихин, В. Н. Слонимский, Т. Н. Калиновская). В 1993 году историческая часть Бухары была включена в список Всемирного наследия.

В 13-18 веках Бухара - один из крупнейших центров среднеазиатской музыкальной  культуры; здесь складывались музыкальные  жанры и формы (бухарский Шашмаком - вершина профессиональной музыки устной традиции), жили видные музыкальные  теоретики Наджмиддин Кавкаби Бухари (16 век), Дарвеш Али Чанги (2-я половина 16 - начало 17 века).

В Бухаре - Педагогический институт, ряд средних специальных учебных заведений, публичная библиотека. Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник (1922 год; с 1945 года в цитадели Арк). Театры: Музыкальной драмы и комедии имени С. Айни, кукольный.

Крупный центр художественных ремёсел (золотошвейного, шёлкоткацкого, коврового, ювелирного и др.); предприятия лёгкой (текстильные, швейные изделия, выделка шкур каракуля и др.) и пищевой промышленности.

Близ Бухары - Бухарский нефтеперерабатывающий завод.

Лит.: Семенов А. А. К прошлому Бухары // Айни С. Воспоминания. М.; Л., 1960; Бартольд В. В. Бухара // Бартольд В. В. Соч. М., 1965. Т. 3; Города Узбекистана. Таш., 1965; Пугаченкова Г. А. Самарканд. Бухара. М., 1968; Бухара. 5-е изд. Таш., 1971; История Бухары с древнейших времен до наших дней. Таш., 1976.

Д. Ю. Арапов, Т. Х. Стародуб.