Булез Пьер

Булез (Boulez) ПьерБУЛЕЗ (Boulez) Пьер (родился 26.3.1925, Монбризон, департамент Луара), французский композитор, дирижёр, педагог, теоретик музыки, музыкальный  писатель. В 1942-45 годах учился в Парижской консерватории у О. Мессиана (гармония), брал частные уроки у А. Ворабур (контрапункт).

Преподавал композицию в Дармштадтском международном музыкальном институте (1954-65, с перерывами), Музыкальной академии Базеля (профессор в 1960-63), Гарвардском университете (1963). Дирижёр концертов современной и старинной музыки общества «Domaine musical» (1954-67, Париж); исполнял собственные сочинения, прославился интерпретациями произведений композиторов 20 века, в особенности И. Ф. Стравинского, А. Веберна (в 1967-70 и 1992-96 с разными коллективами записал все его сочинения), А. Берга (в 1963 году поставил оперу «Воццек», в 1979 руководил премьерой оперы «Лулу» в редакции Ф. Церхи; обе - в Париже), Мессиана. Активно пропагандируя современную музыку, часто предварял её исполнение собственными музыковедческими комментариями. С начала 1970-х годов исполнял также классику (в 1976 дирижировал оперной тетралогией «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера в Байрёйте). В 1971-74 годах главный дирижёр симфонического оркестра Би-Би-Си, в 1971-1977 годах главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Реклама

Использовал новейшие техники композиции - от додекафонии до электронной музыки. Сочинения 1940-50-х годов продолжают традиции А. Веберна, адептом которого Булез себя объявлял. О. Мессиану он обязан особым вниманием к разработке ритмических моделей и к тембру звука. В технике тотального сериализма написаны «Полифония Х» для 18 солистов (1951), «Структуры I» для 2 фортепиано (1952). Всеобщее признание Булезу как композитору-авангардисту принесло сочинение «Молоток без мастера» для контральто и инструментального ансамбля (1955), в основе которого использование техники сериализма, нередко с добавлением «ориентального» колорита, который сообщается музыке благодаря искусному и многообразному употреблению ударных инструментов. В 1975-92 годах Булез возглавлял парижский Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM), организовал там ансамбль современной музыки «InterContemporain» (1976), который под руководством Булеза быстро приобрёл всемирную известность. В этот период композитор отдал дань электронной музыке, предпочитая смешанные электроакустические составы («Респонсории», 1984; Концерт для MIDI-флейты «...explo- sante-fixe...», последняя редакция - 1993). Среди других известных сочинений: «Складка по складке / Портрет Малларме» для сопрано и симфонического оркестра (на тексты С. Малларме, 1962), «Блеск-Множество» для 9 ударных инструментов и оркестра (последняя редакция - 1970). Многие композиторские проекты Булеза реализованы в нескольких вариантах, отражая «прорастание» (французский prolifération) замысла в разных направлениях («измерениях», в терминах философии Ж. Делеза - друга Булеза).

Соч.: Penser la musique aujourd’hui. Р., 1964; Relevés d’apprenti. Р., 1966; Jalons. Р., 1989; Идея, реализация, ремесло // Homo musicus. М., 1994; Ориентиры I: Избр. статьи. М., 2004; О музыкальном языке [интервью] // Трибуна современной музыки. 2005. Вып. 3.

Лит.: Jameux D. Р. Boulez. Р.,1984; Р. Boulez. Мünch., 1995-1997. Bd 1-2; Курбатская С. А., Холопов Ю. Н. П. Булез. Э. Денисов. М., 1998; Цыпин В. Г. П. Булез об А. Шёнберге // Двенадцать этюдов о музыке. М., 2001; Петрусева Н. А. П. Булез: эстетика и техника музыкальной композиции. М., 2002; Стоянова И. О симфонической музыке П. Булеза // Трибуна современной музыки. 2005. Вып. 3.