Бунаков Николай Фёдорович

Бунаков Николай ФёдоровичБУНАКОВ Николай Фёдорович [26.11(8.12).1837, Вологда - 8(20.11.1904, Санкт-Петербург], российский педагог, теоретик и практик начального образования. По окончании Вологодской гимназии в 1854-62 годах преподавал русский язык в уездных училищах и губернской гимназии. В 1862 году примкнул к революционному обществу «Земля и воля». В 1867-84 годах преподавал в созданной им начальной школе в Воронеже, в 1866-79 годах в Воронежской военной гимназии. В 1879 вышел в отставку. В 1884-1902 годах руководил содержащимся на его средства начальным народным училищем в селе Петино Воронежской губернии (ныне Хохольского района Воронежской области). Создал своего рода социально-педагогический комплекс - школа, народный дом, амбулатория, библиотека, школа для взрослых, первый в России самодеятельный крестьянский театр (1888). Подчёркивая характер школы как общенационального института воспитания и образования, Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, условиями осуществления которого считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. Разработал дидактические основы начального образования и создал систему изучения русского языка методом объяснительного чтения.

Реклама

В 1871-1876 годах подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы, среди них: для учащихся - «Азбука и уроки чтения и письма» (1871; 100-е изд., 1916), первая книжка для чтения «Книжка-первинка» (1881; 38-е изд., 1913), хрестоматия для начальной школы «В школе и дома» (1876; 13-е изд., 1911); для учителей - «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке» (1871; 24-е изд., 1903), «Родной язык, как предмет обучения в народной школе с трёхгодичным курсом» (1872; 18-е изд., 1914).

В 1870-90-х годах Бунаков выступал лидером общественно-педагогического движения учителей, являлся «учителем учителей». Руководил земскими учительскими съездами (1873-1883) и учительскими курсами (1873-74, 1881-83, 1897-1900) в различных губерниях. Деятельность Бунакова была отмечена золотой медалью (1882) и почётным дипломом (1895) Петербургского комитета грамотности. Правительство трижды (1875, 1884, 1901) запрещало Бунакову руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 году за критику официальной школьной политики был арестован, лишён права заниматься педагогической деятельностью и выслан в г. Острожек Новгородской губернии.

Посмертно опубликованы мемуары Бунакова «Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"» (1905) и «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной» (1909).

Соч.: Избр. педагогические сочинение / Вступ. ст. В. 3. Смирнова. М., 1953.

Лит.: Македонов Л. В. Н. Ф. Бунаков, его жизнь и деятельность. СПб., 1907; Соловьева В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова. М., 1960 (библ.); Лапатухин М. С. Н. Ф. Бунаков и его методическая система // Русский язык в школе. 1974. № 6; Суховерхое В. Я. Выдающийся деятель земской школы // Начальная школа. 1987. № 11; Лобанова Г.Н. Учитель учителей - Н. Ф. Бунаков // Там же. 1997. №11.

М. В. Богуславский.