Быличка

БЫЛИЧКА, фольклорный жанр, разновидность демонологического рассказа. Термин «быличка» ввели в фольклористику братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, заимствовав его из диалекта Новгородской губернии, где это слово обычно прилагается «к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах - одним словом, о представителях тёмной, нечистой силы» («Сказки и песни Белозерского края. Записали Борис и Юрий Соколовы». М., 1915. С. 58). Впоследствии стали различать былички, где рассказчик выступает как участник событий, и бывальщины - рассказы о событиях, в которых рассказчик не участвовал. В бывальщинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасённым вследствие осенения себя крестным знамением и произнесения вслух имени Бога («О Господи!»). В быличках языческие представления соединены с христианскими. Сюжеты быличек строятся на стремлении демонического существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Вместе с тем демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогать ему: домовой ухаживает за скотиной, леший качает колыбель забытого в поле ребёнка. Демоны появляются неожиданно в «нечистое» пограничное время года или суток - на Святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца; в пустынных и опасных местах (пустоши, лесные дебри, болота, перекрёстки безлюдных дорог и др.). Промежуточное положение между демонами и людьми занимают ведьмы и колдуны, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой. Народные демонологические рассказы нашли отражение в художественной литературе.

Реклама

Лит.: Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. М., 1989; Зиновьев В. П. Жанровые особенности быличек. Иркутск, 1974; Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975; Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000; Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. СПб., 2001. Т. 1.

Т. В. Зуева.