Былина

БЫЛИНА, древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории 11-16 веков. Термин «былина» был введён в научный оборот в 1840-е годы на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». Как эпос раннефеодального типа былины соответствуют песенному эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, в околокняжеской среде. Для былины характерен широкий охват событий в пространстве и во времени, патриотическая направленность, героическое содержание и драматизм сюжета (битва богатыря с врагами Русской земли и др.). Сложившиеся на почве архаического фольклора и унаследовавшие от него многие мифологические черты (великан Святогор, оборотень Волх, змееборцы), былины воспринимались народным сознанием как хранилище исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины исполнялись эпическими певцами - сказителями до середины 20 века. В 19-20 веках сказители называли былины «старинами», то есть песнями о действительных событиях далёкого прошлого.

Реклама

БылинаБылины записывались с середины 18 века на Урале («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», опубликованы в 1804 году); начиная с середины 19 века - преимущественно на Русском Севере (Архангельская, Олонецкая губернии, реки Мезень, Печора, Пинега, побережье Белого моря), а также в Вологодской губернии, Сибири, Поволжье, центральных губерниях России. На рубеже 19-20 веков представителями исторической школы в фольклористике (В. Ф. Миллер и др.) были установлены прототипы героев былин, конкретная событийная основа сюжетов.

Расцвет былины происходил в Киеве в 11-12 веках, а после ослабления Киева (со 2-й половины 12 века) былины переместились на запад и на север, в Новгородский край. Известно около 100 сюжетов былин (с вариантами и версиями записано более 3000 текстов). В дошедшем до нас виде былины позволяют судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их первоначальной форме. Представление о высоком уровне поэтичности и исторической конкретности эпического творчества Древней Руси дают «Слово о полку Игореве» и украинские народные думы. Былины были усвоены и творчески обработаны скоморохами (создавшими формулы зачинов и концовок, пародии на былины - так называемые скоморошины, и др.). В былинах 16-17 веков нашёл отражение быт высших сословий Московской Руси и казачества.

Былины отразили многие исторические факты и реалии: борьбу против степняков-кочевников (которые обозначены общим этнонимом «татары»; одно из самых значительных произведений о нашествии кочевников - былина «Илья Муромец и Калин-царь»), географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), детали военного княжеско-дружинного быта, жизненного и сословного уклада (основные защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - выходцы из крестьянского, княжеского и духовного сословий), обычаи и традиции (через многие былины проходит идея нерушимости семьи - «Данила Ловчанин», «Ставр Годинович»; тема былины «Про Соловья Будимировича» - браки русских княжон со знатными иноземцами); сохранили имена реально существовавших Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тугоркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял относить их к более раннему или позднему историческому времени.

В былинах Киев предстаёт символом единства и государственной самостоятельности Русской земли: многие события происходят при дворе князя Владимира. Новгородские былины воспроизвели купеческий идеал богатства, предприимчивость, дух смелых путешествий; воспели удаль и силу новгородцев («Садко», «Вольга и Микула»). Политическая борьба в Новгороде 13-14 века отображена в былине «Василий Буслаев и новгородцы».

В былинах нашли преломление общераспространённые «бродячие сюжеты» (муж на свадьбе своей жены, бой отца с сыном), а также мотивы переводных и оригинальных повестей (об Индийском царстве, о Казанском царстве, о Мамаевом побоище). Церковно-паломническая среда обусловила влияние на былины книжных (жития, апокрифы) и устных христианских легенд, духовных стихов.

Поэтический язык былин подчинён задаче изображения грандиозного и значительного, повествование в них неторопливо и величаво. Главный художественный приём былины - гипербола. Особенно значимы гиперболы в изображении русских богатырей (тяжесть и дорогая цена оружия и снаряжения, богатырский поскок на коне «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»). Высшей степени гиперболы достигали в кульминации сюжета былины - изображении боя: богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (боевую палицу, шапку «со буйной головы», «дубиночку» и даже «татарина»), и начинает этим «помахивать»: «Дак куды-де махнёт - туда улицы, Да назадь отмахнёт - переулочки». Типизация персонажей в былинах не исключала элементов индивидуализации, что было, в частности, отмечено А. Ф. Гильфердингом: князь Владимир - благодушный и слабовольный правитель; Илья Муромец - спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня - олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич - пьяница, в минуту беды отрезвляющийся и совершающий подвиги. Один из принципов эпической типизации - синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. Традиция эпического сказительства выработала привычные формулы - loci communes (латинский - «общие места»), которые использовались при описании однотипных ситуаций: вход в гридню, пир у князя Владимира, седлание коня, расправа богатыря с врагами и пр. В развёртывании сюжета обязательно присутствовали разнообразные и многочисленные повторения, что приводило к замедлению действия (ретардации). Поэтический стиль былин создавали сравнения (богатырь выезжает на коне «как ясён сокол», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в его руках «как свеча горит»), постоянные эпитеты (палица - «булатная», стрела - «калёная», богатырь - «сильный, могучий», вражья сила - «поганая, неверная», Русь - «святая»), повторы слов («черным-черно», «драться-ратиться»). Стих былины связан с её напевом и относится к тоническому стихосложению (смотри Народный стих).

Сказительская традиция сохранялась на Русском Севере, постепенно угасая, до 1950-60-х годов. Для северных былин (Прионежье, Беломорье, бассейн рек Пинеги, Мезени, Печоры) характерны речитативный напев, по длине соответствующий 1-3 стихам, детализированное изложение сюжета, незакреплённость текста за напевами (все тексты распевались на несколько «родовых» напевов, которые передавались из поколения в поколение). Традиция преимущественно сольная, изредка встречается многоголосие (основной напев украшается подголосками). Различаются 3 стилевые группы северных былин: онежская (сказители Рябинины, В. П. Щеголёнок, Суриковы, Андриановы), пинежско-беломорская (М. Д. Кривополенова, Крюковы, Иконниковы), мезенско-печорская (Шульгины, Чупровы). На юге России живая былинная традиция существует среди донских казаков (Ростовская и Волгоградская области), казаков-некрасовцев (Ставрополье). Особенности былин южной традиции: протяжённый напев песенного характера, краткое изложение сюжета, преимущественно хоровое многоголосное исполнение; по стилю различаются собственно былины и былинные песни, близкие протяжным лирическим песням с широкими распевами и развитой подголосочной полифонией.

Изд.: Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1860-1863. Ч. 1-2. Вып. 1-5: Песни былевые; Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: В 3 т. / Под редакцией А. Е. Грузинского. 2-е изд. М., 1909-1910; Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г.: В 3т. / Подгот. текстов и коммент. А. И. Никифорова и Г. С. Виноградова. 4-е изд. М.; Л., 1949-1951; Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. сочинение М., 1952. Т. 47; Илья Муромец / Подгот. текстов, статья и коммент. А. М. Астаховой. М.; Л., 1958; Добрыня Никитич и Алеша Попович / Подгот. Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий. М., 1974; Новгородские былины / Подгот. Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий. М., 1978; Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981; Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Под редакцией А. А. Горелова. СПб., 2000; Былины Печоры: В 2 т. / Подгот. В. И. Еремина и др. СПб.; М., 2001; Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Маркова / Подгот. С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко. СПб., 2002; Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 годы, с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. / Подгот. текстов, вступ. ст., словарь, текстолог. пояснения А. А. Горелова. СПб., 2002-2003.

Лит.: Веселовский А. Н. Южнорусские былины. СПб., 1881-1884. Т. 1-3; Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. М., 1897-1910. Т. 1-2. М.; Л., 1924. Т. 3; Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958. М., 1999; Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982; Чичеров В. И. Школы сказителей Заонежья. М., 1982; Аникин В. П. Былины: Метод выяснения исторической хронологии вариантов. М., 1984; Селиванов Ф. М. Художественные сравнения русского песенного эпоса: Систематический указатель. М., 1990; Астафьева Л. А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993; Новиков Ю. А. Сказитель и былинная традиция. СПб., 2000.

Т. В. Зуева; Е. М. Фраёнова (сказительская традиция).