Бёрк Эдмунд

Бёрк, Берк (Burke) ЭдмундБЁРК, Берк (Burke) Эдмунд (12.1.1729, Дублин - 9.7.1797, Беконсфилд), британский политический деятель, публицист и философ. В 1748 году окончил Тринити-колледж в Дублине, с 1750 года в Лондоне занимался литературной деятельностью. В 1756 году выпустил памфлет «Защита естественного общества» («А vindication of natural society», русский перевод – 1991 год), в котором подверг критике политический рационализм и религиозный скептицизм Г. Болингброка, а в 1757 году - трактат по эстетике «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («А philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful», русский перевод – 1964 год), оказавший влияние на Г. Э. Лессинга, И. Канта и Ф. Шиллера. В 1758-90-е годы главный редактор ежегодника «Annual Register». В 1759-65-е годы секретарь депутата У. Гамильтона, а в 1765 году секретарь лидера вигов маркиза Рокингема. В 1765-94 годах депутат нижней палаты британского парламента. Бёрк выступал за свободу слова, отмену работорговли, против религиозной дискриминации. В 1766-75-е годы порицал репрессии правительства против североамериканских колонистов и предлагал достичь компромисса, ограничив вмешательство метрополии в дела колоний. В 1780-82 годах стал одним из инициаторов «экономической реформы» (ликвидации синекур, использовавшихся королём для подкупа депутатов). Бёрк сыграл ведущую роль в кампании 1784-86 годов за объявление импичмента генерал-губернатору Индии У. Хейстингсу, а в суде над ним (1787-95 годы) выступал в роли обвинителя.

Реклама

В выступлениях и публицистике 1790-97 годов Бёрк осудил Французскую революцию 18 века. Написанная им в 1790 году работа «Размышления о революции во Франции» («Reflections on the French revolution», русский перевод – 1993 год) вызвала широкую дискуссию в Европе и считается классическим изложением принципов идеологии консерватизма.

В основе социально-политических взглядов Бёрка лежало христианское мировоззрение. Эффективность деятельности людей зависит, согласно Бёрку, от того, насколько им оказалась доступна мудрость Провидения. Человеческий разум не способен постичь в полной мере установленную свыше Божественную гармонию Вселенной, однако, наблюдая за повседневным «ходом вещей», люди могут получить некоторое представление о мировой гармонии (в экономике она, согласно Бёрку, проявляется в действии объективных законов рынка). Но и такое познание доступно не отдельному индивиду, а лишь коллективному разуму нации, которая из поколения в поколение накапливает бесценные крупицы Божественной мудрости в нравах, обычаях и традициях.

Считая, что каждое государство есть наследственное достояние всех поколений его граждан, Бёрк подчёркивал необходимость преемственности в политике и отвергал теорию общественного договора, предполагавшую возможность создания государства посредством целенаправленного акта. Не отрицая возможности реформы исторически сложившихся институтов, Бёрк полагал, что она должна носить частичный и чисто прагматический характер, быть средством улучшения, а не разрушения. Во Французской революции он видел пагубную попытку разрушить устоявшийся социальный порядок, заменив его абстрактной схемой общества, разработанной философами Просвещения.

Соч.: The Writings and speeches. Oxf., 1981-2000. Vol. 1-8-; Размышления о революции во Франции... М., 1993; Правление, политика и общество. М., 2001.

Лит.: О’Brien С. С. The great melody: а thematic biography and commented anthology of Е. Burke. L., 1992; Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996; Lock F. Р. Е. Burke. Oxf., 1998. Vol. 1.

А. В. Чудинов.