Бюджет

БЮДЖЕТ, детальная смета финансовой деятельности на определённый период. В соответствии со структурой финансовой системы страны различают три вида бюджета: государственный бюджет, бюджет организаций (в рамках финансового менеджмента) и бюджет домохозяйств (потребительский бюджет).

Государственный бюджет - ежегодно разрабатываемая и регулируемая органами государственной власти сбалансированная смета доходов и расходов государства; имеет силу закона. Структура доходов и расходов, источники и роль бюджета в экономике страны зависят от её социально-экономического и политического строя. Государственный бюджет - важный источник информации об экономическом положении в стране и прежде всего о роли государства в экономике, в потреблении и перераспределении национального дохода. Государственный бюджет складывается из бюджета центрального (национального) правительства и бюджета местных властей. Доходная часть государственного бюджета страны складывается главным образом из налогов, пошлин и займов. Расходная часть может превысить доходную, что послужит причиной возникновения бюджетного дефицита; в случае превышения доходной части над расходной говорят о профиците бюджета.

Реклама

Реалистичный и авторитетный государственный бюджет можно подготовить только на основе точных прогнозов экономического роста и наличия ресурсов. По мнению специалистов Всемирного банка, концепция бюджетной системы страны предполагает, что её составные части взаимозависимы и что в целом система будет настолько эффективной, насколько эффективно её самое слабое звено. В соответствии с теорией управления и международной практикой бюджетного планирования разработка и исполнение государственного бюджета тогда эффективны, когда они будут соответствовать стратегическим и тактическим целям развития страны, ибо бюджет по сути является основным финансовым механизмом реализации данных целей. Кроме того, составление бюджета должно базироваться на выборе наиболее эффективной его структуры (как доходной, так и расходной его частей), влекущей за собой изменение важнейших макроэкономических пропорций.

Годовой государственный бюджет не может служить удовлетворительным инструментом планирования расходов и операций в контексте стратегического развития страны. Краткосрочная направленность государственного бюджета ведёт к подчинению долгосрочных приоритетов социально-экономического развития текущим финансовым нуждам. Поэтому необходима средне- или долгосрочная перспектива составления государственного бюджета. Многие страны мира уже внедрили систему среднесрочного планирования государственного бюджета. Комплексные средне- или долгосрочные рамки составления государственного бюджета позволяют эффективно применять систему двойного бюджета, в которой проводится различие между: а) пополняемым бюджетом, представляющим непрерывные расходы, такие, как заработная плата, операционные расходы, классифицированные по организациям и статьям, и б) инвестиционным бюджетом, или бюджетом на развитие, представляющим одноразовые капитальные затраты, обычно по программам или проектам.

В России пока используется система годового планирования государственного бюджета. Отношения, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов между различными государственными и муниципальными органами, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации, включающим: бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о федеральных бюджетах, законы субъектов Федерации об их бюджетах и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

Е. Е. Румянцева.

Связанные статьи