Дакота (народ)
ДАКОТА (сиу-дакота, сиу; самоназвания dakhota, lakhota - друг, союзник), индейский народ группы сиу на севере США (резервации на севере штата Небраска, в штатах Миннесота, Южная и Северная Дакота, на северо-востоке штата Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба). Численность в США 113,7 тысяч человек (2002, перепись), в Канаде - 3 тысячи человек (2001, перепись). Говорят на языке дакота, среди молодёжи преобладает английский язык. Почти все дакота Канады и свыше 70% дакота США - христиане (католики, англикане, индепенденты и др.), сохраняются традиционные верования.
Родина дакота - земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота и Висконсин). К середине 17 века занимали территорию близ озера Миль-Лак и далее на запад до реки Миссури. Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных и западных дакота. В 18 веке под давлением вооружённых огнестрельным оружием оджибве и кри, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, дакота постепенно переселялись на запад. К середине 19 века занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте на бизонов. К этому времени дакота делились на 3 группы, состоящие из 7 племён: восточные (санти) - мдевакантон, вахпетон, вахпекуте, сиссетон; центральные - янктон и янктонай; западные (самоназвание - лакота) - тетон. Центральные и западные дакота по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих Равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тиошпайе), составлявшая лагерь, включала семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая нуклеарная семья проживала в типи), управлялась вождём (итанчан) и советом. Несколько общин объединялись в подразделения племени и племена. Для обеспечения порядка в лагере и особенно во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные лидеры (вакиконза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы. В основе традиционной религии - вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): такушканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакиньан), камень, земля, Дева - Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе - «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пижута-вичаша (лекарь). Основной ритуал у западных и центральных дакота - летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи («перечни зим»).
Реклама
Дакота. Воронёнок (Та-ойа-те-дута), вождь мдевакантон. Фото 1858, студия Дж. Макклиса (Вашингтон). Смитсоновский институт (Вашингтон).
Договорные отношения с США с начала 19 века. Захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооруженное сопротивление дакота (так называемая Война Воронёнка 1862-63, Война Красного Облака 1866-68, Война за Чёрные холмы 1876-77). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало резню в Вундед-Ни в 1890 году.
Современные дакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.
Лит.: Densmore F. Teton Sioux Music // Bureau of American Ethnology Bulletin. 1918. № 61; Sioux Indian religion: tradition and innovation / Ed. R. DeMallie, D. Parks. Norman, 1987; Anderson G. С. Kinsmen of another kind: Dakota-white relations in the Upper Mississippi Valley, 1650-1862. St. Paul, 1997; Gibbon G. Е. The Sioux: the Dakota and Lakota nations. Malden, 2003; Walker J. R. Lakota Myth. Lincoln, 2006.
Г. Б. Борисов.