Далай-лама XIV

Далай-лама XIVДАЛАЙ-ЛАМА XIV [монашеское имя Тензин Гьяцо (тибетский Bstan-’dzin-rgya-mtsho), урождённый Лхамо Дондуп] (родился 6.7.1935, деревня Такцер, тибетская провинция Амдо), буддийский деятель, духовный и политический лидер тибетского народа.

В трёхлетнем возрасте признан реинкарнацией Далай-ламы XIII. В связи с вторжением в Тибет войск КНР в шестнадцатилетнем возрасте был вынужден принять на себя обязанности главы государства.

В 1954 году посетил Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном. Несмотря на обещания Мао вести умеренную политику в Тибете, китайские власти начали форсировать коммунистические реформы. В начале марта 1959 в Лхасе вспыхнуло стихийное народное восстание. Далай-лама XIV, его окружение и многие последователи были вынуждены бежать в Индию. Китайская армия жестоко подавила восстание, но в ряде районов Тибета продолжалась партизанская война. Увещевания Далай-ламы XIV, который как буддист является сторонником ненасилия, остановили бесперспективное вооруженное сопротивление. В изгнании в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), Далай-ламой XIV было воссоздано тибетское правительство, продолжавшее представлять интересы тибетцев, не смирившихся с присоединением Тибета к КНР. В 1963 Далай-ламой XIV была разработана демократическая конституция Тибета, согласно которой верховная власть должна перейти от Далай-ламы к всенародно избранной Народной ассамблее и назначаемому ею правительству. Эти принципы поэтапно вводятся в жизнь, и в начале 21 века всей полнотой политической власти в тибетской эмиграционной администрации располагает уже не Далай-лама, а правительство и парламент. Официально за Далай-ламой закреплены лишь духовные функции, но он остаётся национальным лидером. На протяжении всей жизни Далай-лама XIV стремится решить тибетскую проблему «срединным путём» - без вооруженной борьбы за независимость, оказывая моральное давление на КНР своими книгами, выступлениями, обращениями в ООН, на встречах с парламентами и руководителями множества стран, включая США, Великобританию, Францию и др. В 1987 году он заявил о готовности согласиться на автономию Тибета в составе КНР в случае, если условия этой автономии будут выполняться. В 1989 за свою миротворческую деятельность удостоен Нобелевской премии мира.

Реклама

Далай-лама XIV известен нетривиальными интерпретациями сложных вопросов буддийского мировоззрения (например, не считает веру в перерождения обязательной для каждого буддиста, поскольку этот вопрос относится к сфере относительной истины и гораздо менее важен, чем, например, понимание шуньяты). Важными элементами модернизации тибетского буддизма стали инициативы Далай-ламы XIV по введению в учебную программу монастырских университетов факультативов по современной науке, учреждение традиции полного монашеского посвящения для женщин, предоставление женщинам возможности получения высшей тибетский учёной степени геше.

Неотъемлемой частью его деятельности является развитие межрелигиозного диалога. Признаёт необходимость существования множества религий, отвергает прозелитизм. Идеи Далай-ламы XIV обобщены в его книге «Этика для нового тысячелетия» (1999).

Лит.: «...Страданий рассеивать тьму...». Кызыл, 1995; Farrer-Halls G. The world of Dalai Lama: an inside look at his life, his people, his vision. L., 1998; Stewart W. The fourteenth Dalai Lama: spiritual leader of Tibet. 2nd ed. Minneapolis, 2000; Discovery, recognition and enthronement of the 14th Dalai Lama. Dharamsala, 2000; Puri В. Engaged Buddhism. The Dalai Lama’s worldview. New Delhi, 2006.

А. А. Терентьев.