Дали Сальвадор

ДАЛИ (Dali) Сальвадор (полное имя и фамилия Сальвадор Фелип Хасинт Дали-и-Доменеч, Dali у Domenech) (11.5.1904, Фигерас, Каталония - 23.1.1989, там же), испанский (каталонский) живописец, скульптор, график, сценограф. Учился в Академии Художеств в Мадриде (1921-22, 1925-26). В середине 1920-х годов сблизился с Л. Буньюэлем и Ф. Гарсия Лоркой. Увлечение живописью старых мастеров (Д. Веласкес, Эль Греко, Ф. Гойя, А. Дюрер, Леонардо

да Винчи и др.), знакомство с искусством Дж. Де Кирико, К. Карра, мастерами неоклассицизма и «новой вещественности», а также с сочинениями 3. Фрейда оказали решающее воздействие на становление его эстетических воззрений и творческого метода («Девушка у окна», 1925, Музей современного искусства, Мадрид, и другие ранние работы). Приехав в Париж в 1928 году, Дали познакомился с П. Пикассо, Х. Миро и П. Элюаром, примкнул к объединению сюрреалистов (А. Бретон и др.; смотри Сюрреализм); был сценаристом и художником фильмов Л. Буньюэля «Андалузский пёс» (1928) и «Золотой век» (1930).

Дали (Dali) СальвадорВ конце 1920-х годов сложился «параноико-критический метод» Дали, который он сам определил как спонтанный метод иррационального познания, основанного на объективации бредовых ассоциаций. Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придаёт им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Постоянно повторяются мотив морского побережья, загадочные детали и символы, связанные с личными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, зубы, колющие и режущие инструменты, насекомые («Постоянство памяти», 1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936, Музей Дали, Сент-Питерсберг, штат Флорида; «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Мотивы агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х годов ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Предчувствие гражданской войны», 1936, Музей искусств, Филадельфия; «Осенний каннибализм», 1936, галерея Тейт, Лондон; «Изобретение монстров», 1937, Чикагский художественный институт). С 1930-х годов в живописи Дали всё чаще появляются зрительно-оптические парадоксы: фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, и др.). Обращаясь к классическим произведениям, Дали перетолковывал их смысл в соответствии с собственными представлениями о бессознательном: «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория "мебели-пищи”)» (1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг); «Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле» (1933-34, частное собрание).

Реклама

Дали (Dali) СальвадорВ 1939 году произошёл разрыв Дали с другими участниками сюрреалистического объединения, поскольку последние сочли неприемлемыми политические воззрения Дали (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощённое понимание эстетической программы движения; тем не менее Дали продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 году он эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили Дали коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всём мире.

В 1948 году Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики («Христос Хуана де ла Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго; «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы («Атомная Леда», 1949, Театр-музей Дали, Фигерас; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958-59, Музей Дали, Сент-Питерсберг); моделью для многих из них послужила жена художника Гала (Е. Д. Дьяконова). Поздние картины написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтичной живописи («Дикий пейзаж с обнажёнными», 1970, частное собрание). Работал также в скульптуре, прикладном искусстве, графике (в том числе иллюстрировал книги - «Песни Мальдорора» Лотреамона, 1934, и др.). С конца 1920-х годов занимался сценографией, используя стилистику своих живописных произведений (оформление пьесы «Марьяна Пинеда» Ф. Гарсия Лорки, 1927; балетов «Вакханалия» на музыку  Р. Вагнера, 1939, «Лабиринт» на музыку  Ф. Шуберта, 1941, оба - «Балле рюс де Монте-Карло»; «Гала» на музыку А. Скарлатти, 1961, «Ла Фениче», Венеция, и др.). В 1973 основал и спроектировал Театр-музей Дали в Фигерасе; в Каталонии находятся также Дом-музей Дали в Порт-Льигате и Замок Гала Дали в Пуболе.

Дали (Dali) СальвадорСоч.: La femme visible. Р., 1930; La conquête de l’irrationel. Р., 1935; Мétamorphose de Narcisse. Р., 1937; Dali par Dali. Р., 1970; Дневник одного гения. М., 1991; Тайная жизнь С. Дали, написанная им самим. М., 1998; 50 магических секретов мастерства. М., 2002; Сюрреализм - это Я. М., 2005.

Лит.: Morse А. R. S. Dali. А panorama of his art. Cleveland, 1974; S. Dali. Retrospective, 1920-1980. (Cat.). Р., 1980; Secrest М. S. Dali, l’extravagant surréaliste. Р., 1988; Descharnes R. Dali, l’œuvre et l’homme. Lausanne, 1989; Рожин А. И. С. Дали: Миф и реальность. М., 1992; С. Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Etherington Smith М. Dali. А biography. L., 1993; S. Dali. Das druckgraphische Werk / Hrsg. R. Michler, L. W. Löpsinger. Мünch., 1994-1995. Bd 1-2; Дали без границ. (Кат.). М., 1994; Field А. The official catalogue of the graphic works of S. Dali. N. Y., 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997; Gibson L. The shameful life of S. Dali. L., 1997; Дешарн Р. С. Дали. М., 2002; Ades D. Dali - the century retrospective. L., 2004; Descharnes R., Néret G. S. Dali. Das malerische Werk. Кöln u.а., 2004. Bd 1-2; Rad ford R. Dali. Р., 2004.

В. А. Крючкова.