Дальский Мамонт
ДАЛЬСКИЙ (псевдоним; настоящая фамилия Неелов) Мамонт (Мамант) Викторович [2(14).9.1865, Кантемировка Харьковской губернии - 8(21).6.1918, Москва], российский актёр. Учился в Харьковском университете (ушёл со 2-го курса), с 1885 года в течение 4 лет играл в театрах Вильны, Ростова, Новочеркасска. После триумфального выступления в роли Дон Карлоса («Дон Карлос» Ф. Шиллера) в Москве (1889, Театр Е. Н. Горевой) в 1890 был зачислен в петербургский Александринский театр в виде исключения без дебюта. Уволенный в 1900 году вследствие конфликта с труппой, перешёл на положение гастролёра; выступал в различных провинциальных и столичных театрах, иногда организовывал собственные гастрольные антрепризы. Противопоставлял своё искусство сценическому ансамблю, не признавал режиссёрского руководства. Обладая идеальными внешними данными (стройная гибкая фигура, красивый сильный голос, властный жест), объединил традиционные амплуа «героя» и черты «неврастеника» нового времени. Игра Дальского отличалась стихийным темпераментом и в то же время простотой, естественностью, задушевностью тона. Особенно близки дарованию Дальского были герои, исполненные сильных, необузданных страстей, гонимые обществом и вступающие с ним в непримиримый конфликт. Среди лучших ролей: Гамлет, Отелло («Гамлет», «Отелло» У. Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Шиллера), Самозванец («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Рогожин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» А. Н. Островского), Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца). Дальский сыграл значительную роль в развитии сценического мастерства Ф. И. Шаляпина, занимаясь с начинающим певцом драматическим искусством.
Лит.: Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М., 1963. Т. 1-2; Кугель А. Р. Театральные портреты. Л., 1967; Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 2005.