Дальтон-план
ДАЛЬТОН-ПЛАН (Dalton Plan), система индивидуализированного обучения. Была создана в начале 20 века. Наименование получила по г. Далтон (штат Массачусетс, США). Автор - Е. Паркхерст. При организации работы по Дальтон-плану учащиеся не связывались общей классной деятельностью, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объём учебного материала разбивался на месячные «подряды», которые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания. В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоятельной проработке определённого задания в намеченный срок. Учащиеся работали в отдельных предметных кабинетах-лабораториях (отсюда и другое название Дальтон-плана - лабораторный план), где могли получить консультацию учителя-предметника. Учёт работы осуществлялся при помощи сложной системы учётных карточек. Разделение учащихся по классам сохранялось, однако использовалось для решения обособленных от основного учебного процесса организационных задач. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение задания в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Реклама
В 1920-е годы в советской школе предпринимались попытки модифицировать Дальтон-план: преодолеть его крайнюю индивидуалистичность; связать с коллективной работой учащихся, сочетая его с методом проектов. Эти попытки нашли выражение в форме так называемого бригадно-лабораторного метода обучения. Элементы Дальтон-плана, например использование «контрактов», сохранились в практике ряда школ США.
Лит.: Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану. [М.], 1924; Дьюи Э. Дальтонский лабораторный план. 3-е изд. [М.], 1925; Новые системы образовательной работы в школах Европы и Северной Америки / Под редакцией С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского. М., 1930. С. 156-168.
М. В. Кларин.