Дальхауз Карл

ДАЛЬХАУЗ (Dahlhaus) Карл (10.6.1928, Ганновер - 13.3.1989, Берлин), немецкий музыковед и философ музыки. В 1947-1952 учился у В. Гурлитта во Фрайбурге и Р. Гербера в Гёттингене. Международную известность Дальхаузу принесли профессорская диссертация по проблемам генезиса гармонической тональности (1966) и ряд исследований по истории музыкального  ритма. В 1967-89 профессор факультета музыковедения Технического университета (Западный Берлин). Сотрудничал с Х. Г. Эггебрехтом при подготовке 3-го издания музыкального  словаря Римана, автор ряда статей терминологической части (1967), редактор дополнительных томов персоналии (1972-75). Главный редактор нового ПСС Р. Вагнера (1970-; издание продолжается). Президент немецкого Музыковедческого общества (1977-79), редактор фундаментальной серии «Новое руководство по музыкознанию» («Neues Handbuch der Musikwissenschaft», Bd 1-13, 1980-95) и «Энциклопедии музыкального театра» («Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters», Bd 1-6, 1986-97). Учёный энциклопедической образованности, Дальхауз в книгах и многочисленных статьях рассмотрел проблемы европейской музыкальной  теории, истории и эстетики от истоков до современности [«Анализ и ценностное суждение» («Analyse und Werturteil», 1970), «Основания истории музыки» («Grundlagen der Musikgeschichte», 1977), «Идея абсолютной музыки» («Die Idee der absoluten Musik», 1978), «Шёнберг и другие» («Schönberg und andere», 1978), «Музыкальный реализм» («Musikalischer Realismus. Zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts», 1982) и др.]. Разрабатывая методологию музыкознания, Дальхауз опирался на опыт философской феноменологии и герменевтики (идеи интенциональности музыкального  языка, его зависимости от языка словесных интерпретаций, заданных историческими стереотипами понимания музыки). Последовательно проводя исторический взгляд на музыку, Дальхауз показал относительность и историческую обусловленность многих понятий её теории, считавшихся абсолютными; вместе с тем концепция европейской музыкальной  истории строится Дальхаузом на отрицании её единства как непрерывного процесса. Предмет истории музыки, по Дальхаузу, дробится в сознании историка на отдельные, не связанные друг с другом «понятия музыки» - категории, доминирующие в данную эпоху: жанр (внеличная социальная функция музицирования до 17 века), аффект (предмет изображения в музыке 17-18 века), стиль (выражение глубин личности в музыке 18-19 веков), произведение (самоценная, законченная в себе структура в музыке 19-20 века).

Реклама

Соч.: Musikästhetik. Кöln, 1967; Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel, 1968; Melodielehre. Кöln, 1972 (mit L. U. Abraham); Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. Мünch., 1974 (mit Е. Apfel); Vom Musikdrama zur Literaturoper: Aufsätze zur neueren Operngeschichte. Мünch., 1983; Wagner. L., 1984 (with J. Deathridge); Klassische und romantische Musikästhetik. Laaber, 1988; Gesammelte Schriften. Laaber, 2001-2007. Bd 1-10.

Лит.: Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.

Д. О. Чехович.