Дамаский
ДАМАСКИЙ (Δαμάσκιος) (между 458- 462 - после 538), греческий философ, последний схоларх (диадох) афинской школы неоплатонизма. Учился в Александрии и Афинах, где ещё застал Прокла. При Дамаскии происходит последний расцвет афинской школы. После её закрытия в 529 году императором Юстинианом Дамаский в 531 году отправился ко двору персидского царя Хосрова, покровительствовавшего Дамаскию и добившегося после заключения «вечного мира» с Юстинианом разрешения для философов-язычников находиться в пределах Византийской империи. Из многочисленных сочинений Дамаския до нас дошли «О первых началах», комментарии к «Пармениду», «Филебу», «Федону» Платона и часть комментариев к трактату «О небе» Аристотеля (дополнен и издан его учеником Симпликием). Сохранившиеся фрагменты «Жизни Исидора» - ценный источник сведений о философской жизни Александрии и Афин с конца 4 века. В ряде вопросов Дамаский вернулся к Ямвлиху. Полемизируя с Проклом, Дамаский стремился подчеркнуть невыразимость и непознаваемость Единого. Развивая оригинальное учение о человеческой душе, Дамаский рассматривал её как единственную сущность, вольную изменять самого себя в пределах данного ей вида бытия, т. е. обладающую не только самодвижностью, но и самоопределением.
Соч.: Lectures on Philebus... / Ed. L. G. Westerink. Amst., 1959; Vitae Isidori reliquiae / Ed. CI. Zintzen. Hildesheim, 1967; The greek commentaries on Plato’s Phaedo / Ed. L. G. Westerink. Amst., 1977. Vol. 2: Damascius; Traité des premiers principes. Р., 1986-1991. Vol. 1-3; Commentaire du Parménide de Platon. Р., 1997-2003. Vol. 1-4; The philosophical history / Ed. by Р. Athanassiadi. Athens, 1999; О первых началах. СПб., 2000.
Лит.: Steel С. G. The changing self. А study on the soul in later Neoplatonism: Iamblichus, Damascius and Priscianus. Brussel, 1978. Р. 77- 119; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. 2. С. 339-367.
Ю. А. Шичалин.