Дань

ДАНЬ (латинский tributum), натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя (смотри также Данничество); одна из форм налога с подданных. В процессе формирования феодальных отношений дань развивалась в двух направлениях: с одной стороны, превращалась в государственный налог (подушный или поземельный), с другой - в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству она трансформировалась в феодальную ренту. Дань  сыграла значительную роль в становлении феодализма в странах Северной Европы (бокленд, данегельд - в Англии, вейцла - в Скандинавских странах и т.д.).

На Руси дань известна с середины 9 века как платёж в пользу варягов и Хазарского каганата, а с 880-х годов - в пользу киевского князя. Данью  облагались отдельные племена и группы племён. Взималась натурой (мехами, мёдом и др.) или деньгами - первоначально с «дыма» (хозяйства одной семьи), затем - с «плуга» или «сохи» (окладной единицы в 2 или 3 рабочие силы). По мере укрепления власти князя дань становилась обязательной и использовалась для содержания дружины.

Реклама

Собиралась во время полюдья (осеннее-зимнего объезда князем территории своего княжества). До 12 века сбором дани занималась княжеская дружина. Специальные сборщики дани - «даньницы» - появились в русских княжествах и землях не ранее 12 века (с 14 века именовались «данщиками»). Помимо дани в пользу князя, «данщики» взимали также особые «данские пошлины» в свою пользу. По мере роста светского и церковно-монастырского землевладения в 12-17 веках население крупных вотчин часто получало освобождение от дани по жалованным грамотам великих и удельных князей, с 1547 - царей. Иногда сбор дани и других прямых налогов отдавался в руки самого землевладельца, который вносил платёж в княжескую казну «оброком». Каждый правящий князь (великий или удельный) имел право сбора дани со своих подданных. При этом её размеры варьировались по княжествам.

Особой разновидностью дани в 13-15 веках являлся налог в пользу ханов Золотой Орды - «выход». В середине 13 - начале 14 века его сбор осуществлялся баскаками, но уже с последней трети 13 века эта функция постепенно переходила к великим князьям владимирским, которые стали нести ответственность за его уплату. Дань, собранная с уделов, передавалась великому князю. Размер «выхода», установленный для московских великих князей, в конце 14 века составлял 5 тысяч рублей, в 1-й трети 15 века – 7 тысяч рублей, в начале 16 века - 1 тысяча рублей. Наиболее вероятный максимальный размер «выхода» с «сохи» равнялся полтине (100 денег). Полагают, что дань в Орду доставлялась один раз в 7-8 лет. При ослаблении власти Орды великий князь мог сохранить собранную дань за собой, однако в этом случае он должен был поделиться с удельными князьями.

В 15-16 веках дань входила в число обязательных налогов со всех категорий тяглого населения, не пользовавшихся податным иммунитетом. В 16 веке сбором дани наряду с «данщиками» (а обычно вместо них) ведали городовые приказчики. Во 2-й половине 16-17 веков «данными деньгами» или «четвертными доходами» называли совокупность платежей [дань, наместничий корм, деньги за городовое, засечное, а также и ямчужное (изготовление селитры) дела], поступавших в финансовые приказы (четверти). Дворцовые крестьяне платили «данные деньги» в зависимости от местных условий в размере от 30 до 70 рублей с «сохи» («соха» в это время измерялась количеством земли); черносошные - 48-200 рублей; посадские люди - 30-58 рублей в районах служилого землевладения, а на чёрных землях - как черносошные крестьяне. «Данные деньги» отменены в 1679 году после объединения важнейших прямых налогов в один - «стрелецкие деньги».

С 15-16 века в Поволжье, с 17 века в Сибири с присоединённых народов, занимавшихся охотничьим промыслом, взимался ясак.

В 15-17 веках митрополит (с 1589 патриарх), архиепископы и епископы взимали особую церковную дань с причтов церквей, находившихся в пределах подведомственной иерарху епархии. Эта дань могла взиматься в два приёма - зимой (рождественская) и летом (петровская). Отдельные церкви освобождались от дани в жалованных грамотах иерархов.

Лит: Лаппо-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб., 1890; Милюков П. Н. Спорные вопросы финансовой истории Московского государства. СПб., 1892; Веселовский С. Б. Сошное письмо. М., 1915-1916. Т. 1-2; Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974; Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988; он же. Возникновение дани в Древней Руси // От Древней Руси к России нового времени. М., 2003.

С. М. Каштанов.