Даниил (митрополит)

ДАНИИЛ [до 1481, Рязань(?) - 22.5.1547, Иосифо-Волоколамский монастырь, близ Волоколамска], митрополит Московский и всея Руси (1522-39), церковный деятель, писатель и публицист.

Происходил, скорее всего, из церковной среды. Принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. В последние годы жизни Иосифа Волоцкого фактически возглавлял монастырь, игумен (сентябрь 1515 - январь 1522). Продолжил его курс на строгое соблюдение норм общежительного устава (ужесточил его нормы, запретив монахам держать книги в кельях, что вызвало конфликт Даниил с некоторыми из них), расширение землевладения и укрепление благосостояния монастыря. По желанию великого князя московского Василия III Ивановича был поставлен на митрополию собором русских иерархов (декабрь 1521). Возглавил иосифлян и серьёзно укрепил их позиции: из 8 поставленных им в 1522-36 архиеереев 3 были старцами Иосифо-Волоколамского монастыря, а 4 (или 3) были сторонниками иосифлян, в том числе будущий митрополит Макарий.

Формально разделяя теорию о первенстве духовной власти над светской (при этом, согласно взглядам иосифлян, особо подчёркивая богоустановленность верховной власти), Даниил на практике постоянно поддерживал Василия III в разрешении конфликтных и иных ситуаций, зачастую сомнительных в моральном плане. В мае 1523 года он подписался под гарантиями безопасного приезда в Москву новгород-северского князя Василия Ивановича Шемячича (по прибытии в столицу был арестован с семьёй и заключён в темницу, где и умер). Даниил поддержал, обосновал и помог осуществить в ноябре 1525 насильственный постриг первой жены Василия III С. Ю. Сабуровой из-за её «неплодства», а в январе 1526 венчал его вторым браком с княжной Е. В. Глинской. Зимой - весной 1525 Даниил подготовил и провёл соборный суд над Максимом Греком и рядом других лиц по церковным вопросам и участвовал в светском суде над ним по тяжким (главным образом сфальсифицированным) обвинениям. Весной 1531 Даниил организовал соборный суд над главой нестяжателей - Вассианом (Патрикеевым), рядом лиц из его окружения, а также повторный суд над Максимом Греком. Собор признал ошибочными и еретическими высказывания обвиняемых об осуждении монастырского землевладения, непризнание канонизации ряда русских святых 15-16 века, неодобрение жестоких репрессий в отношении лиц, признанных еретиками, и т.п., а также запретил ряд их сочинений и книг, в том числе Кормчую Вассиана (Патрикеева). На том же соборе 1531 был канонизирован Пафнутий Боровский, сомнение в святости которого высказывали осуждённые. Даниил сыграл значительную роль в событиях, связанных со смертью Василия III: участвовал в составлении и заверении завещания великого князя, был назначен одним из основных душеприказчиков, настоял, согласно желанию Василия III и вопреки позиции ряда бояр, на его постриге в последние минуты жизни, организовал его похороны. Сразу после кончины Василия III привёл к присяге трёхлетнему великому князю московскому Ивану IV Васильевичу его дядей, князей Юрия Ивановича и Андрея Ивановича, а также членов Боярской думы и Государева двора. В период боярского правления 1530-40-х годов стал последовательным сторонником великой княгини Е. В. Глинской, поддержал её в 1537 во время выступления князя Андрея Ивановича. В феврале 1539 Даниил был насильственно сведён с кафедры «партией» князей Шуйских по обвинению в «великом сребролюбии», немилосердии и жестокости, а также по состоянию здоровья. Последние годы провёл в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Реклама

Даниил был книжником-эрудитом, умелым организатором митрополичьего скриптория, масштабы деятельности которого при нём значительно увеличились. Его перу принадлежат более 60 текстов - слов, поучений, посланий и других сочинений (в том числе в защиту церковного землевладения). Тематика его текстов разнообразна: обличение еретиков, суждения о божественной природе самодержца, о нормах праведного суда и управления, о правилах монастырской жизни и преимуществе общежительных обителей и т.п. Для авторской манеры Даниила характерно обоснование каждого суждения развёрнутой подборкой цитат из Священного Писания, сочинений отцов Церкви и разнообразных, в том числе и переводных, произведений, в сочетании с разговорным языком в обличительных и нравоучительных текстах. К периоду пребывания Даниила на кафедре относится создание в митрополичьем скриптории около 20 рукописей. Даниил был редактором-составителем Никоновской летописи и, скорее всего, Иоасафовской летописи, Сводной Кормчей, «Соборника» Даниила, сборника по преимуществу антикатолических полемических сочинений и др. По инициативе Даниила дописывался «формулярник» митрополичьей кафедры, составлялась копийная книга документов на земельные владения кафедры и митрополичьих монастырей. Многие рукописи сохранили следы авторской и редакторской работы Даниила. Написание целого ряда сочинений, летописей и памятников было вызвано задачами внутрицерковной и политической борьбы, но в перспективе они стали основанием для осмысления и описания истории Русского государства, его роли как единственного в тот период православного царства.

Лит.: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI в. // Летопись занятий Археографической комиссии за 1908 г. СПб., 1909.Вып. 21; Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974; он же. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV- XVI вв.). М., 1977; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

В. Д. Назаров.