Даниил (игумен)

ДАНИИЛ (2-я половина 11 - начало 12 века), игумен одного из южно-русских монастырей, автор «Хожения в Святую Землю» (полное название: «Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена»). Все сведения о жизни Даниила известны только из «Хожения». По-видимому, он принял монашеский сан в Киево-Печерском монастыре, а позднее был настоятелем некой обители в Черниговской земле. Н. М. Карамзин отождествлял автора «Хожения» с известным по летописным источникам Даниилом (умер в 1122), поставленным в 1113 в епископы южнорусского города Юрьев. Паломничество в Палестину Даниил совершил в начале 12 века (возможно, в 1104-07, менее вероятно - в 1106-08 или 1113-15), вскоре после её завоевания крестоносцами. Предположительно он был главой группы русских паломников; возможно, что посещение им Палестины имело не только религиозный, но и дипломатический характер.

«Хожение» Даниила - первое описание паломничества в древнерусской словесности; оно воспринималось древнерусскими книжниками как образец для описания путешествий в Святую землю. Сохранилось в нескольких редакциях и не менее чем в 159 списках, древнейшие из которых относятся к 15 веку. Состоит из 4 частей: введения; описания пути и общего описания святых мест в Палестине; подробного описания путешествия по святым местам и 1-го эпилога: описания нисхождения Божественного огня в Храме Гроба Господня в Великую субботу и 2-го эпилога. Композиционные повторы значимы: концентрируя повествование вокруг священного центра - Иерусалима, Даниил возвращается к его описанию и выделяет чудо Великой субботы. Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Палестину, очевидно осмысляя его как постепенное приближение к священному пространству, но не сообщает об обратном пути, удаляющем от центра святости. Изображая святыни (в том числе Храм Гроба Господня, реку Иордан) предметно и зримо, Даниил также приводит сведения об их истории, заимствованные из Библии, апокрифов и, возможно, из местных преданий; рассказывает о трудностях путешествия (угроза нападения сарацин) и о встрече с иерусалимским королём Балдуином I.

Реклама

Российский историк Б. А. Рыбаков приписывает Даниилу авторство антиязыческого «Слова святого Григория» (составлено на основе «Поучения на Богоявление» святого Григория Богослова), однако эта атрибуция спорна.

Соч.: Хождение игумена Даниила / Подгот. текста, пер. и коммент. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4: XII в.

Лит.: Веневитинов М. Хождение игумена Даниила в Святую землю в начале XII столетия: Исследование // Летопись занятий Археографической комиссии за 1876-1877 годы. СПб., 1884. Вып. 7; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1954. Т. 10; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв. // Литература древней Руси и XVIII в. М., 1970; Seemann К.-D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Мünch., 1976; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 2-е изд. М., 1994; Гардзанити М. «Хождение» игумена Даниила в Святую землю. Литература и богословие на Руси XII в. // Славяноведение. 1995. №2; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). СПб., 1996.

А. М. Ранчин.