Данилов Михаил Александрович

Данилов Михаил АлександровичДАНИЛОВ Михаил Александрович [13(25).4.1899, деревня Васильевщина Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии - 25.11.1973, Москва], российский педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959). Окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института имени Н. А. Некрасова (1924) и Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (1928). С 1918 года преподавал в Язвинской школе Гдовского уезда Петроградской губернии. С 1931 на научно-педагогической работе в Москве и Смоленске; в 1944-73 в НИИ общей педагогики АПН. В 1940-60-е годы сформулировал ряд концептуальных положений, получивших развитие в дидактических исследованиях 1960-80-х годов: направленность обучения на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности и др. Раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы и основные противоречия. Выдвинул идею создания методологии педагогики как самостоятельной отрасли педагогического знания, обосновал её задачи, структуру, связь со смежными науками. Данилов возродил понятие «педагогический процесс», вошедшее в отечественную педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению, сориентированному на педагогическое руководство как «целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся», противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Данилова не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой и были реализованы лишь в 1990-е годы, в частности, идеи «педагогики сотрудничества».

Реклама

Соч.: Роль начального обучения в умственном и нравственном развитии человека. М., 1947; Педагогический процесс и его диалектика. М., 1970; Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М., 1971; Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М., 1971; Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований. М., 1972.

Лит.: Степашко Л. М. А. Данилов // Советская педагогика. 1989. №5.