Даршана

ДАРШАНА (санскритский dansana), термин индийской философии, охватывающий широкий круг значений, восходящих к схеме зрительного восприятия: взгляд, воззрение, точка зрения, интуиция, прозрение, лицезрение и т. п. Даршана трактуется как «внутреннее», «духовное зрение», луч которого освещает, проясняет внутреннее пространство и находящиеся в нём мысли и образы. Это и интеллектуальная ясность систем умозрения, и озарение ума светом откровения. Отсюда даршана может означать и рациональный образ реальности, и интуитивное прозрение.

В буддийской литературе родственное даршана понятие «дришти» (на языке пали - «диттхи») имеет смысл мнения, как правило, ошибочного, которому противопоставляется «правильное воззрение» (самьяг дришти) - интуитивное познание четырёх благородных истин, составляющее важнейший компонент буддийской практики (смотри Восьмеричный путь). В таком же оценочном смысле используются даршаны и в философских системах индуизма и джайнизма: митхья (ложная) даршана, самьяг (истинная) даршана. Однако в индуизме наибольшую известность приобрело истолкование даршаны как «школы», «системы воззрений», «доктрины», применяемое, как правило, к шести ортодоксальным системам индийской философии (миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога), например в компендиуме «Сарва-даршана санграха» («Собрание всех доктрин»).

В 19-20 веках представители неоиндуизма стали употреблять термин «даршана» как аналог европейского понятия «философия», видя в нём символ специфического для индийского умозрения непосредственного «видения» реальности в противовес рационалистическому духу европейской философии, а также воплощение сотериологической ориентации индийской мысли, её нацеленности на идеал мокши - освобождения от перерождений (С. Радхакришнан).

В. Г. Лысенко.