Дарвеш Али Чанги

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ (2-я половина 16 – начало 17 веков), таджикский теоретик музыки, певец, арфист (исполнитель на чанге). Его деятельность проходила в Бухаре, Балхе, Кеше, Самарканде, Андижане и др. Как теоретик был последователем бухарского музыканта Наджимиддина Кавкаби (16 век). Автор трактата «О музыке» на персидском языке («Рисолаи мусики», 2-й вариант под названием «Тухфатус-сурур» - «Дары радости»), 1-я глава которого содержит хадисы (изречения) пророка Мухаммеда о дозволенности пения и музыки в быту мусульманина, 2-6-я главы составляют музыкально-теоретический раздел, 7-12-я - жизнеописания музыкантов. В трактате изложены ладовая система дувоздамаком («12 макомов»), система усулей (ритмов), описаны формы и виды инструментальных и вокально-инструментальных композиций, особенности строения музыкальных  инструментов (танбур, най, чанг, самтур, конун, барбат и др.).

Лит.: Семенов А. А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII век). Сокращенный персидский текст. Таш., 1946; Рашидова Д. Сведения о макомах и музыкальной жизни в трактатах Дарвеша Али Чанги // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Таш., 1981. С. 209-212.