«Давид Сасунский»
«ДАВИД САСУНСКИЙ» («Сасунци Давид»), героический эпос армянского народа; известен также под названием «Сасунские богатыри» («Сасна црер»). Складывался в 7-11 веках в области Сасун (Западная Армения); создавался народными сказителями (випасанами) на различных армянских диалектах и говорах. Вобрал в себя древние легенды, предания, эпические сказания. Состоит из 4 частей («ветвей»): «Санасар и Багдасар», «Мгер Старший», «Давид Сасунский» (основная «ветвь») и «Мгер Младший». В 1-й «ветви» отразились события времён арабского завоевания, история основания крепости Сасун родоначальниками сасунцев Санасаром и Багдасаром, сыновьями арабского халифа и Цовинар, дочери легендарного армянского царя Гагика; во 2-й «ветви» описаны подвиги богатыря Мгера Старшего (победа над львом, Белым Дэвом - драконом, женитьба на Армаган, рождение сына Давида); в 3-й - многочисленные подвиги Давида Сасунского, борьба сасунцев против арабских завоевателей; в 4-й - деяния Мгера Младшего, сына Хандут-Хатун и Давида. В эпосе отражены многие другие реальные исторические события (в том числе походы крестоносцев), в преображённом виде в него вошли мифологические и библейские сюжеты. Облик и действия героев определяет христианская мораль. В «Давиде Сасунском» ощущается влияние письменной культуры, так как эпос создавался в период развитой письменной традиции. Он впервые записан в 1874 году армянским фольклористом Г. Срвандзтяном. Существует более 50 версий. По мотивам эпоса созданы поэмы О. Туманяна, А. Исаакяна и др. «Давид Сасунский» переведён на многие языки мира.
Реклама
Исполнительская традиция. Преобладает сказывание нараспев с включением поющихся эпизодов, большая часть которых сосредоточена в третьей, основной «ветви». Эти эпизоды - монологи (обращение, приказ, рассказ, жалоба и т.д.) от лица героев (Давид, его дядя, невеста, сын, другие родственники, гусаны, конь Давида), а также торжественные поминания героев эпоса. Нотация и фонозапись поющихся фрагментов осуществлены Комитасом (1898, 1904, 1909), С. Меликяном (1920-е годы), А. Кочаряном (1930-е годы) и другими исследователями. Устная эпическая традиция сохранилась в крестьянской среде, однако мелодический стиль отражает древние традиции гусанов (интонационная и ритмическая сложность, элемент импровизационности, слитность текста и напева).
Изд.: Давид Сасунский. М.; Л., 1939; Сасунские удальцы. Ер., 2004.
Лит.: Давид Сасунский. Юбилейный сборник, посвященный 1000-летию эпоса. Ер., 1939; Орбели И. Армянский героический эпос. Ер., 1956; Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958; Егиазарян А. К. Армянский героический эпос. Ер., 1987; Атаян Р. А. О музыкальном компоненте армянского героического эпоса «Сасунские удальцы» // Музыка эпоса. Йошкар-Ола, 1989.