Даяки
ДАЯКИ (от протоавстронезийского *Daya - ‘внутренние, удалённые от берега части суши’), собирательное название австронезийских народов во внутренних районах острова Калимантан (Индонезия, Малайзия, Бруней). К даякам традиционно причисляются коренные жители острова, занимающиеся подсечным земледелием, в основном не принявшие ислам; им противопоставляются, с одной стороны, малайцы-мусульмане, практикующие поливное рисосеяние в прибрежных районах, с другой - охотники и собиратели джунглей - пунаны. Численность 4-5 миллионов человек (2006, оценка). Языки даяков относятся к различным ветвям австронезийской семьи (смотри Калимантанские языки). У различных даякских племён существовала мнемоническая пиктография. На ибанском, нгаджу и других языках существует письменность на основе латинской графики, разработанная с середины 19 века христианскими миссионерами или возникшая спонтанно во 2-й половине 20 века под влиянием индонезийской латиницы, изучаемой в школах. Языки нгаджу среди даяков Индонезии и ибанский в Сараваке служат для межэтнического общения. Распространены также индонезийский (в Индонезии) и литературный малайский (в Малайзии и Брунее) языки.
Реклама
Даяки, говорящие на языках малайско-даякской группы, расселены на северо-западе Калимантана: ибаны, или морские даяки (основное население штата Саравак в Малайзии, живут также на северо-востоке провинции Западный Калимантан в Индонезии и в Брунее - 750 тысяч человек, 2004, оценка), близкие к ним по языку канинджал, или кенинджал (река Мелави на северо-западе провинции Центральный Калимантан в Индонезии - 46 тысяч человек), а также живущие на северо-западе провинции Западный Калимантан даяки, говорящие на малайско-даякском языке (деланг - 200 тысяч человек, кендаян, или амбаванг, - 154 тысяч человек, бананак - 100 тысяч человек, каюнг - 100 тысяч человек, селако - 100 тысяч человек и др.). Клемантаны, или даяки суши (420 тысяч человек), населяют внутренние районы провинции Западный Калимантан и юго-запад Саравака. В Малайзии они консолидируются в общность бидаю (по названию самой крупной группы). На севере, северо-востоке и в центральной части Калимантана живут даяки, говорящие на языках меланау-каджангской [меланау (северное побережье Саравака и Бруней - 35 тысяч человек)], реджанг-саджау, сабахской [кадазаны (устаревшее название - дусуны; основное население Сабаха, живут также в Брунее - 450 тысяч человек); живущие в районе бухты Бруней висайя (бисайя; 30 тысяч человек в Малайзии) и висайя-тутонг (30 тысяч человек в Малайзии и Брунее)], бераванско-нижнебарамской, бинтулу, дайской [муруты (Бруней, Сабах и север индонезийской провинции Восточный Калимантан - 130 тысяч человек); келабиты (в основном на плато Келабит на северо-западе провинции Восточный Калимантан, а также в Сараваке и Брунее - 70 тысяч человек)] и кеньяхской [кенья (север индонезийской части Калимантана и Саравак - 30 тысяч человек)] ветвей. Чересполосно с кенья живут близкие к ним по культуре каяны (40 тысяч человек), говорящие на языках группы каян-мурикской ветви. Наиболее многочисленны говорящие на языке баритоской ветви барито-даяки, расселённые в бассейне реки Барито в центральной, и юго-восточной части Калимантана: нгаджу (800 тысяч человек), мааньян, или мааньяк (150 тысяч человек), лаванган (100 тысяч человек), бакумпай (100 тысяч человек), сианг (60 тысяч человек), отданум, или дохой (20 тысяч человек), и др.
Около 1 миллиона даяков сохраняют традиционные религии. У нгаджу и ибанов на их базе сложились самостоятельные религиозные системы, основанные на обычном праве (адате), сложной мифологической системе, выделении жреческого или шаманского сословия. Религия нгаджу кахаринган («сакральность») с 1970-х годов вошла в общеиндонезийскую религиозно-политическую структуру в качестве особой формы индуизма. Традиционные верования сохраняют и даяки, формально исповедующие христианство и ислам.
Исламизация даяков, начавшаяся в 15 веке и продолжающаяся до сих пор, как правило, приводила к малаизации даяков. Меланау и часть даяков Брунея исповедуют суннизм шафиитского мазхаба, сохраняя при этом даякскую идентичность. С середины 19 века и особенно с середины 20 века среди даяков действуют христианские миссионеры. Христианизация не нарушала даякской идентичности, что во многом обеспечило её успех. Среди современных даяков христиане составляют около 70% (католики, англикане, реформаты, баптисты и др.).
Древнейшие памятники проживания человека на Калимантане (в пещере Ниа на севере острова, от 40 тысяч лет назад) оставлены австралоидным по физическому облику населением. Начиная с 4-3-го тысячелетия до нашей эры Калимантан заселяли несколько миграционных волн австронезийцев, приведших к полному вытеснению древнего австралоидного населения. Этногенетические предания даяков сохраняют воспоминания о происхождении предков с Суматры, Сулавеси, Филиппин и др. Около начала нашей эры из Индокитая с одной из миграционных волн проникает культура Донгшон. Вероятно, с ней связано распространение металлургии бронзы и, возможно, железа. В то же время на севере и востоке острова распространились мегалитические памятники (дольмены и менгиры). У келабитов древние мегалиты вписываются в традиционную культуру. В 1-й половине 1-го тысячелетия Калимантан втягивается в международную торговлю пряностями, в которой он становится основным поставщиком камфоры. Береговые районы испытывают влияние индо-буддийских островных империй с центрами на Яве и Суматре (Шривиджайя и позднее Маджапахит). Их экспансия привела к миграциям даяков за пределы острова. В частности, одна из групп барито-даяков заселила не ранее 7 века нашей эры Мадагаскар, войдя в число предков малагасийцев. Группа даяков с юго-востока Калимантана мигрировала на Филиппины; её потомки известны как «морские кочевники» сама-баджао (смотри в статье Оранглауты). Часть их уже в Новое время снова заселила прибрежные районы северо-востока (баджао Сабаха). Малаизация и исламизация побережья острова часто вызывала сопротивление даяков. Ибаны стали заниматься пиратством в Южно-Китайском море, за что получили прозвище «морских даяков». Но основная масса даяков продолжала вплоть до 19 века развиваться в относительной изоляции во внутренних районах Калимантана.
Охотник с сумпитаном. Саравак.
Культура даяков типична для внутренних районов Юго-Восточной Азии. Основное традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (в основном суходольный рис, местами - таро, ямс, маниок); у келабитов и некоторых групп кадазанов известно орошение и террасирование горных склонов (возможно, восходящее к периоду, предшествующему распространению риса). Основные орудия - нож-тесак (паранг), сажальный кол, жатвенный нож. Разводят буйволов, свиней, коз, кур, редко - охотничьих собак. Сохранялись охота (с сумпитаном и луком), сбор мёда, ро-танга, каучука, камфоры, даммаровой смолы, ласточкиных гнёзд и др. Развиты резьба по дереву (антропоморфная скульптура, орнамент жилищ и погребальных построек, лодок, щитов и др.; распространены зооморфные мотивы), бамбуку, кости, плетение из ротанга и бамбука, ткачество, окраска тканей техникой икат, изготовление тапы, выплавка железа, кузнечество (в том числе изготовление оружия - паранги, мечи-мандоу, копья), обработка золота и серебра, изготовление долблёных лодок (военные лодки достигали 50 м в длину и вмещали до 70 человек), грубой керамики (сосуды формовали с помощью камня, сушили на солнце или обжигали на костре, иногда покрывали глазурью); в качестве реликвий высоко ценились медные гонги и китайские фарфоровые сосуды. В резьбе, плетении, росписи, орнаментации ткани, наборных украшениях из бусин выделяются антропо и зооморфные (изображения собаки, тигра, дракона-нага, птицы-носорога) мотивы со спиральными завитками (келавит). Известна роспись стен жилищ: бытовые и охотничьи сцены и т. п.
Традиционное поселение состояло из одного или нескольких длинных домов (длиной до 400 м), вмещавших до 50 семей, - свайных построек (под полом держали домашних животных) с каркасом из железного дерева и бамбука, опирающегося на 4 продольных ряда столбов, крытого пальмовыми листьями, с галереей, служившей в том числе для общественных трапез, на которую выходят жилые отсеки (билек), и открытой террасой. Современные длинные дома часто, особенно в Малайзии, модернизированы. Население длинного дома составляло билатеральную родственную группу или племя. Экзогамная родовая организация отсутствовала. Мужчины носили длинные волосы. Воинский наряд включал головной убор с перьями птицы-носорога, плащ из шкуры козы или тигра, украшения из клыков тигра, кабана, клюва птицы-носорога и т. п.
У крупных даякских племён были вождества. Существовало деление на знать (включая жречество), общинников и рабов. Брак билатеральный, наследование патрилинейное, система терминов родства генерационная. Сохраняются инициации, татуировка (сложные, в том числе зооморфные, мотивы), чернение и подпиливание зубов, женские и мужские серьги, оттягивающие мочку уха, ручные и ножные браслеты из серебра, раковин, слоновой кости и др.; до 1-й трети 20 века практиковались охота за головами, человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм. Главный обряд, проводимый раз в несколько лет, - праздник вторичного захоронения (у нгаджу - тивах), сопровождающийся ритуалами типа потлача (останки помещались в специальных постройках, у келабитов - под дольменами, иногда с резными изображениями сцен из жизни покойного); гробы иногда имели форму лодки. Космогонические мифы изображают мир состоящим из 3 слоёв: верхнего - небесного, управляемого верховным божеством, нередко имеющим образ птицы-носорога (Махатала, Батара Гуру и др.); нижнего - водного, управляемого, как правило, женским змееобразным божеством (Джати), и срединного - земного; миры соединяются Мировым Древом. В некоторых мифологиях просматривается влияние индо-буддийских и мусульманских представлений. Распространены культовые и бытовые танцы, в том числе мужские боевые танцы, посвящённые охоте за головами, комические танцы, имитирующие животных, женские медленные танцы и др. Вокальная музыка одноголосная, нередко использование хорового унисона (иногда на основе бурдона). Распространены песни культовые, эпические, любовные, песни лодочников, пантуны. Важное место занимает гамеланное музицирование (смотри Гамелан), используются традиционные звукоряды пелог и слендро. Наиболее распространённые музыкальные инструменты: губной орган (кледи, сампотан), гонги, металлофоны, мембранофоны, бамбуковый ксилофон (гамбанг), бамбуковый варган, продольная флейта (сулинг), носовая флейта, трубчатая цитра (с корпусом из ствола бамбука). Гонги используются также в качестве церемониальных (в том числе бронзовые гонги в обряде вызывания духов) и сигнальных инструментов. Встречаются хордофоны: 2-3-струнные лютни с длинной шейкой, цитры и др. Характерны инструментальные ансамбли: набор гонгов (кулинтанг) с барабаном; ансамбль флейт с барабаном, и др.
С конца 20 века жизнь даяков, особенно в Малайзии, модернизируется, усиливается миграция в города. Наряду с малаизацией развивается общедаякская этнокультурная идентичность, консолидация племён в новые этнические общности: кадазаны Сабаха, бидаю Саравака, оранг-хулу (‘жители внутренних районов’), объединяющие племена внутренних районов Саравака (кенья, каянов, келабитов и др.). Аналогичные процессы в индонезийской части острова приводят к социальным столкновениям (например, погромы переселённых в рамках правительственной программы трансмиграции мадурцев в 1999-2001).
Лит.: Маретина С. А. Даяки // Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966; Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980; Малые народы Малайзии, Индонезии и Филиппин. М., 1982; Членов М. А. Малайского архипелага народов мифологии // Мифы народов мира. Энциклопедия. 2-е изд. М., 1988. Т. 2.
М. А. Членов.