Дедал

ДЕДАЛ (греческий - Δαίδαλος), легендарный древнегреческий архитектор и скульптор. Считался родоначальником монументальной скульптуры в Древней Греции. Согласно «Библиотеке» Аполлодора, Дедал - внук афинского царя Эрехтея, который после совершённого им убийства бежал из Афин на Крит к царю Миносу и построил там лабиринт и площадку для плясок Ариадны. Имя «Дедал» означает буквально «искусный». Хотя топоним dadarejode или daidaleonde, имеющий один корень с именем Дедал, известен ещё из табличек критского линейного письма Б (около 1400 до нашей эры), первое упоминание о художнике Дедале встречается в описании щита Ахилла в «Илиаде» Гомера. В одном из фрагментов Эсхила хор сатиров описывает жизнеподобие произведений Дедала. Эту тему подхватили более поздние авторы: у Аполлодора говорится, что «Дедал был искуснейшим строителем и первым изобрёл искусство ваяния»; статуи Дедала перечисляет Павсаний в 9-й книге «Описания Эллады». Современные исследователи называют Дедалидами скульпторов Дипойна и Скиллида с Крита (считавшихся сыновьями Дедала) и их продолжателей, а также Эндоя из Афин, распространивших в 6 веке до нашей эры искусство скульптуры по всей Греции. Наука 19 века условно связала с именем Дедала монументальную скульптуру в Греции (главным образом критской школы) 7 века до нашей эры, а её стиль (очевидно, сирийский по происхождению) назвала дедаловским, несмотря на то, что события жизни Дедала относятся к эпохе до Троянской войны (1193-83 до нашей эры). Соотношение «дедаловского» стиля и деятельности Дедалидов остаётся неясным. Дедал фигурирует также в мифе об Икаре.

Лит.: Philipp Н. Daidalos: Zur schriftlichen Überlieferung // Dädalische Kunst auf Kreta im 7. Jahrhundert. Mainz, 1970; Frontisi-Ducroux F. Dédale: mythologie de l’artisan en Grèce ancienne. Р., 1975; Morris S. Daidalos and the origins of Greek art. Princeton, 1992.

Д. Ю. Молок.