Дега Эдгар
ДЕГА (Degas) Эдгар (собственно Эдгар Илер Жермен Де Га, De Gas) (19.7.1834, Париж - 27.9.1917, там же), французский живописец, график, скульптор, фотограф. Родился в семье банкира. Учился на юридическом факультете Парижского университета (1853), в 1855 - в Школе изящных искусств у Ф. Ж. Барриаса и Л. Ламота (ученика Ж. О. Д. Энгра); копировал в Лувре работы старых мастеров. В 1856-60 Дега жил в Италии, где изучал живопись флорентийских мастеров, Рафаэля, Дж. Беллини и др. В раннем творчестве преобладали автопортреты либо изображения близких и друзей (брата, Ашиля Дега, около 1855; отца, 1857 и около 1869; все - в Музее Орсе, Париж; Г. Моро, около 1860, Музей Г. Моро, Париж; Л. Бонна, около 1863,Музей Л. Бонна, Байонна; Эдмона и Терезы Морбилли, 1864, Национальная галерея искусств, Вашингтон, и 1867, Музей изящных искусств, Бостон, и др.). Они отмечены тонким психологизмом, одухотворённостью, в то же время - отточенностью линии, заставляющей вспомнить работы Ж. Фуке, Ф. Клуэ, А. Бронзино и Ж. О. Д. Энгра. Вернувшись из Италии, создал также несколько исторических картин («Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание», 1860, Национальная галерея, Лондон; «Семирамида, строящая Вавилон», 1861, Музей Орсе).
Реклама
В 1862 Дега познакомился с Э. Мане, часто посещал кафе Гербуа - место встреч молодых художников, будущих импрессионистов; здесь он общался с Э. Золя и П. Сезанном. Главной темой творчества Дега стала жизнь большого города; его художественный интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, жест: он любуется ловкими жокеями, великолепными скакунами, нарядной толпой зрителей («На скачках в провинции», около 1869, Музей изящных искусств, Бостон; «Жокеи перед трибунами», около 1868-69, Музей Орсе); пишет также серии картин, посвящённых парижским гладильщицам, прачкам, модисткам, находит своих типажей в городском кафе («Абсент», 1876, Музей Орсе). Художник много путешествовал по Франции, также по Бельгии (1869), США (1872); после пребывания у родственников матери написана «Хлопковая контора в новом Орлеане» (1873, Музей изящных искусств, По). Другая излюбленная тема работ Дега - мир балета, цирка, репетиций; иногда он предстаёт как феерия, волшебство («Этуаль», около 1877-78, Музей Орсе), но чаще - как рутина, утомительный труд («Танцевальное фойе Оперы», 1872, Музей Орсе; «Репетиция балета на сцене», около 1873, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и Музей Орсе).
Дега принимал участие в выставках импрессионистов, начиная с первой (1874), однако его творчество ближе Э. Мане: Дега любит острую, характерную линию, рисунок, локальное пятно. Импрессионизм Дега проявился не в воссоздании световоздушного состояния ландшафтного или фигурного мотива, а в стремлении изображать людей в их естественном, обыденном поведении (сам Дега называл это «методом замочной скважины») - он создаёт целые серии «женщин за туалетом», полных неожиданности и очарования естественности. Для создания эффектов динамики и подвижности Дега нередко прибегал к таким приёмам, как поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, неожиданный срез кадра, нарушение перспективы, игра слепящего искусственного света («Оркестр в Опере», 1868-69, Музей Орсе; «Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Цветовая среда начинает преобладать в его поздних пастелях («Голубые танцовщицы», около 1890, Музей Орсе; около 1897-99, ГМИИ); в последних живописных работах цвет у Дега отделяется от линии, приобретает несвойственные ему ранее независимость и интенсивность (серия «Русский танец», 1899; «У модистки», 1905-10, все - пастель). «Чистые» пейзажи редки у Дега и созданы чаще всего по воспоминаниям («В Люксембургском саду», 1876-80, Музей Фабра, Монпелье) либо по фотографиям (Дега профессионально занимался ей с 1895) - как серия видов городка Сен-Валери-сюр-Сом (около 1898), отмеченная необычным цветовидением (розовое небо, сиреневая земля).
Э. Дега. «Класс танца» (хореограф Жюль Перро с танцовщицами Парижской оперы). 1873-75. Музей Орсе (Париж).
В 1870-71 Дега принимал участие в обороне Парижа; после простуды у него началось ухудшение зрения, приведшее в конце его жизни к почти полной слепоте. Отчасти из-за этого Дега обращается (с 1880-х годов) к скульптуре; он лепит преимущественно изображения балерин и коней, в полной мере реализуя свойственное ему обострённое пластическое мышление, передачу движения в пространстве (после смерти Дега большинство его скульптур были переведены из воска в бронзу). Преемниками Дега можно считать А. де Тулуз-Лотрека, развивавшего тему театра и стремление к подчёркнутой характерности изображаемых персонажей, их поз и движений, также художников группы «Наби».
Лит.: Русакова Р. Дега. М., 1968; Э. Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971; Lassaigne J., Manervino F. Tout l’œuvre peint et sculpté de Degas. Р., 1974; Dunlop I. Degas. N.Y., 1979; Terrasse А. Е. Degas. Fr./М. u.а., 1981. Bd 1-2; Lemoisne Р.А. Degas et son œuvre. N. Y.; L., 1984. Vol. 1-4; McMullen R. Degas. His life, times, and work. L., 1985; Degas. 1834-1984 / Ed. R. Kendall. Manchester, 1985; Sutton D. Е. Degas: life and work. N.Y., 1986; Gordon R., Forge А. Degas. N.Y., 1988; Roquebert А. Е. Degas. Р., 1990; Pingeot А. Degas sculptures. Р., 1991; Kendall R. Degas landscapes. New Haven; L., 1993; Boggs J. S. Degas. Chi., 1996; Valéry Р. Degas, danse, dessin. 8 éd. Р., 1998; Крючкова В. Дега. М., 2003.
В. В. Стародубова, А. М. Муратов, В. А. Кулаков.