Делавары
ДЕЛАВАРЫ (от названия реки Делавэр; самоназвания - lënape, lenni lënape, на диалекте унами - настоящие люди), индейский народ группы приатлантичных алгонкинов в США и Канаде. В США федеральное признание имеют общины Бартлесвилл, Дьюи, Копан (в 1867-1979 совместно с чироки) на северо-востоке и Анадарко (так называемые отсутствующие делавары - совместно с уичита и кэддо) - на западе штата Оклахома. Общая численность в США 10 тысяч человек (2000, перепись). В Канаде делавары живут на юге провинции Онтарио в резервациях Моравиан (365 человек - 2001, перепись), Манси (до 250 человек) на реке Темс и Сикс-Нейшенс (до 250 человек - совместно с ирокезами) на реке Гранд-Ривер; по оценке, численность канадских делаваров свыше 2 тысяч человек. Язык делавэр восточной группы алгонкинских языков; имеет диалекты (часто принимаемые за отдельные языки) манси (существовала письменность на основе латинской графики), унами и уналаштиго. Ныне говорят по-английски; сохранился 1 носитель диалекта манси в резервации Моравиан. Предпринимаются попытки возрождения языка делавэр (преподавание в школах). Верующие делавары - протестанты (пресвитериане, лютеране, моравские братья), есть пейотисты.
Реклама
К началу контактов с европейцами делавары жили на территории современных штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр. Делились на локальные группы, объединявшиеся в общности: манси (монси, минеи) - в верхнем течении реки Делавэр и нижнем течении реки Гудзон; унами (ваннами, венами - «народ низовьев реки») - в северной части современного Нью-Джерси (включая остров Статен) и прилегающих областях Пенсильвании (включая Филадельфию); уналаштиго (вуналачтко) - по реке Делавэр ниже Филадельфии и берегам залива Делавэр. Контакты с европейцами (итальянский мореплаватель на французской службе Дж. Верраццано) с 1524, с 1609 - с Г. Гудзоном. Конфликты с европейцами (с 1640) вовлекли делаваров в затяжные войны, земельные продажи и миграции. В 1742-44 ирокезы и англичане переселили остатки покорённых делаварами с исконных земель в посёлки Шамокин (ныне г. Санбери) и Вайоминг на реке Саскуэханна (ныне штат Пенсильвания), где разрозненные группы объединились вокруг унами в племя, разделявшееся на 3 матрилинейные фратрии: Черепахи (Покекуунго), Индюка (Пуллаук) и Волка (Туксиит). С 1740-х годов среди делаваров действовали моравские братья (их записи служат основными источниками этнографических данных о делаварах). Договорные отношения с европейцами с 1629 года (наиболее известны договор 1682 с У. Пенном о приобретении квакерами территории современной Филадельфии и договор «Шагающая покупка» с сыном Пенна, вошедший в историю как пример грязной сделки). Делавары стали первыми индейцами, заключившими договор с правительством США (форт Питт, 1778), и практически единственными в области Огайо союзниками американцев в Войне за независимость в Северной Америке 1775-83. В 1779 году во время кампании генерала Дж. Салливана против ирокезов часть манси отступила на юг Онтарио. В 1795 основные группы делаваров, теснимые ирокезами и англичанами, начали движение на запад: в Индиану, на юго-запад Миссури (1820-22), северо-восток Канзаса (1829) и, наконец, на Индейскую территорию (ныне штат Оклахома).
Делавэрский вождь Вайаваквакумау («Ходящий Повсюду»), Фото 1898. Смитсоновский институт (Вашингтон).
Традиционная культура типична для индейцев северо-востока Северной Америки. Занимались ручным подсечно-огневым земледелием (основная культура - кукуруза), рыболовством, охотой, собирательством. Подобно другим приатлантичным алгонкинам, изготовляли долблёные лодки. Деревни насчитывали до нескольких сотен человек, у манси существовали укреплённые поселения (из-за вражды с могауками). Жилище - вигвам, известны многосемейные длинные и овальные дома. Традиционные культы (религия Большого дома) - почитание Великого духа, или Создателя (Кетанетувит), Существа Маски (Месинхоликан, Мисингаликан, он же покровитель охоты), Матери Кукурузы (Кахёсёнахёсквим), Громов (Плетхоак, иногда представляются в виде Птиц Грома), Водной пантеры (Мехахкук), Вихря (Каохён), духов-покровителей (манитовук) и др. Основные мифы - о первотворении (культурные герои - Великий заяц Нанабуш, Черепаха, Волк, Мускусная крыса, Выдра), о борьбе Громов с Водной пантерой, о великане-людоеде (Мхюве) и др. Основной праздник - осенняя церемония Большого дома (Гамвинг) - длился 12 дней, сооружался Большой дом, на 12 столбах которого вырезались личины, основное содержание церемонии - пересказ видений, полученных во время транса; последний раз проводилась в 1945 году. Существовали шаманы (пауау) и знахари (медеву). Делаварам приписывается эпос «Валам олум» («Красная насечка»), записанный пиктограммами на деревянных дощечках (исчезнувших вскоре после публикации в 1836); ныне большинство учёных сомневаются в его аутентичности. В середине 18 века распространилось движение «пророков». Проповедь «пророка» Неолина стала основой движения Понтиака. Язык и культура делаваров сохранялись до 20 века. Современные делавары проживают в основном в резервациях, заняты в сфере туризма и обслуживания. Возрождаются традиционная кухня, церемонии, песни, танцы (stomp dance - пляска с притопыванием), вышивка бисером. Делавары живут также в городах.
Праздник-паувау у делаваров. Город Копан (штат Оклахома). 2006.
Лит.: David Zeisberger’s history of the northern American Indians (1778-80). Columbos, 1910; Harrington М. R. Religion and ceremonies of the Lenape. N. Y., 1921; Weslager С. А. The Delaware indians: а history. New Brunswick, 1972; Peacemakers on the frontier: а history of the Delaware tribe of Western Oklahoma. Anadarko, 1987; Blalock L., Bruch Р., Rementer J. The Delaware language. Bartlesville, 1994; Bierhorst J. Mythology of the Lenape: guide and texts. Tucson, 1995.
П. Н. Фирсов.