Вышивка

ВЫШИВКА, вид декоративно-прикладного искусства, в котором на различных тканях, коже, войлоке и других материалах вышивается изображение или узор. Вышивка осуществляется ручным (иглой, реже крючком) или машинным способом; льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и так далее. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Виды швов отличаются разнообразием: для «глухой» вышивки (по целой ткани) характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» вышивки (по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями) - мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, швы позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно «счётной» вышивкой (отсчётом нитей полотна), криволинейный - «свободной» вышивкой (по заранее нанесённому контуру).

Реклама

ВышивкаЭволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки, наиболее ранние из которых находят на древнеегипетских мумиях. Вышивки упоминаются в текстах Ветхого Завета, у Гомера и древнегреческих историков. Высокого совершенства вышивка достигает в Средневековье. Традиционные для Китая вышитые панно, особенно известные с 14 века «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная вышивка (лицевое шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 века) связана с византийской вышивкой и отличается богатой цветовой игрой естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 веков характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - так называемом Ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё). Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом. В эпоху Возрождения картоны для вышивки выполняли видные живописцы (П. Перуджино, С. Боттичелли и др.). Во Фландрии появились вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы многофигурными композициями. Вышивка сближалась с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитировала шпалеры. Достижения сюжетной вышивки быстро усваивались и перерабатывались в узорной вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17-18 веках).

ВышивкаПриёмы профессиональной вышивки часто перерабатывались в народном искусстве: в крестьянском костюме Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании с 18 века используется гладь «белым по белому»; приёмы древнерусского церковного шитья 15-17 века золотом и жемчугом с 18 века применялись в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок. Эти новые мотивы включались в традиции, присущие народному искусству той или иной страны. В народной вышивке, на раннем этапе развития обычно ограничивавшейся 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Ряд народных вышивальных промыслов в России возник во 2-й половине 19 века в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстёрская вышивка, торжокское золотое шитьё). С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 века машинная вышивка получает всё большее распространение.

Вышивка

Лит.: Dillmont Т. de. Encyclopedia of needlework. Mulhouse, 1890. 4th ed. Phil., 2002; Paботнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957; Верховская А. С. Западноевропейская вышивка XII-XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961; Schuette М., Мüller-Christensen S. А pictorial history of embroidery. N. Y., 1964; Enthoven J. The stiches of creative embroidery. [2nd ed.]. West Chester, 1987; Уткина Е. П. Старинная русская вышивка. Белгород, 1999; Кобякова Н. К. Вышивка стиля модерн. М., 2005.

И. М. Глозман.