Делиб Клеман Филибер

Делиб (Delibes) Клеман Филибер ДЕЛИБ (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, департамент Сарта - 16.1.1891, Париж), французский композитор, член Института Франции (1884). Сын почтового служащего, музыке первоначально обучался у матери. С 1848 года учился в Парижской консерватория у Ф. Ле Куппе (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Ф. Базена (гармония), А. Адана (композиция).

Пел в хоре церкви Святой Марии Магдалины, в 1849 году участвовал в премьере оперы Дж. Мейербера «Пророк». С 1853 аккомпаниатор в «Театр Лирик» и органист церкви Святого Петра в Шайо, в 1862-71 органист церкви Святого Иоанна - Святого Франциска (Париж). В 1858 году опубликовал несколько музыкально-критических статей в журнале «Le Gaulois hebdomadaire» (псевдоним Элуа Дельбе). В 1864-71 хормейстер в Парижской опере. С 1881 профессор Парижской консерватории по классу композиции.

Автор около 20 комических опер и оперетт, главным образом в стиле А. Адана, среди них: опера «Папаша Гриффар» («Maître Griffard», 1857), оперетты - «Шесть девиц на выданье» (1856), «Яичница а ля Фоллембуш» (1859), «Двор короля Пето» (1869), «Мальбрук в поход собрался» (совместно с Ж. Бизе, Э. Жонас и И. Легуи, 1867; все поставлены в Париже). Европейскую известность композитору принесли комическая опера «Так сказал король» (1873, на сюжет из времён Людовика XIV), большая опера (в традициях Дж. Мейербера) «Жан де Нивель» (1880) и лирико-драматическая опера «Лакме» (на экзотический сюжет, 1883; все - «Опера-Комик», Париж). «Лакме» (наряду с операми «Искатели жемчуга» Бизе, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса) принадлежит к числу лучших французских опер ориентального направления, сохраняется в репертуаре оперных театров. Последняя опера Делиба - 5-актная «Кассия» (завершена и инструментована Ж. Массне, 1893, «Опера-Комик»). Для Парижской оперы Делиб создал балет «Ручей» (совместно с Л. Ф. Минкусом, балетмейстер А. Сен-Леон, 1866), а также дивертисмент «Оживлённый сад» (оригинальное название «Вальс, или Танец цветов») к новой постановке балета А. Адана «Корсар» (1867). Наибольший успех выпал на долю 2-го балета Делиба - «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (по новелле «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, балетмейстер Сен-Леон, 1870, Парижская опера). Музыка этого балета, обладая композиционной цельностью (органично сочетаются жанровые, лирические и комедийные сцены, используются лейтмотивы), стала одним из этапов на пути симфонизации западноевропейского балета. В некоторых жанровых сценах использованы подлинные народные мелодии (Баллада о колосе, Чардаш). Музыку балета высоко ценили П. И. Чайковский и А. К. Глазунов. Столь же удачным оказался последний балет Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы» (по драматической пасторали «Аминта» Т. Тассо, балетмейстер Л. Мерант; 1876, Парижская опера). В красочной, исполненной тонких психологических деталей музыке «Сильвии» важное значение имеют лирические сцены, получил развитие принцип лейтмотивных характеристик. Среди других сочинений: сцена «Смерть Орфея» (1878), кантата «Алжир» (1865), музыка к драматическим спектаклям (в том числе к пьесе В. Гюго «Король забавляется», 1882).

Реклама

Лит.: Curzon Н.de. L. Delibes. Sa vie et ses œuvres. Р., 1926; Друскин М. С. Л. Делиб. «Фадетта». Л., 1936; Coquis А. L. Delibes. Р., 1958; Давидсон И. Балеты Делиба... // Советская музыка. 1961. № 2; Studwell W. Е. А. Adam and L. Delibes: а guide to research. N. Y., 1987; Шапиро С. М. Балеты Делиба. М., 2001.

А. П. Груцынова.