Делёз Жиль
ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (18.1.1925, Париж - 4.11.1995, там же), французский философ. Учился в Сорбонне (1944-48), преподавал там же в 1957-60 годах. В 1960-64 в Национальном центре научных исследований, вместе с М. Фуко организовал в 1964 году коллоквиум, посвящённый Ф. Ницше. Профессор в Лионском университете (1964-69) и в университете Париж-8 (1969-87), где познакомился со своим другом и соавтором Ф. Гваттари. После многолетней борьбы с болезнью покончил жизнь самоубийством.
В творчестве Делёза обращение к классической философии сочеталось с идеями литературно-философского авангарда и леворадикальных политических течений 1960-х годов. Ранние историко-философские работы Делёза посвящены главным образом критике традиционной метафизики от Платона до Г. В. Ф. Гегеля как «репрессивной», встроенной в «машины» власти и фальсифицирующей опыт, ибо вследствие господства принципа тождества всё многообразие существующего сводится в ней к принудительному единству. Подлинное же мышление акцентирует именно различия, а не тождество, которое вторично: отождествляя какие-либо вещи, мы первоначально всегда исходим из различия между ними. Для Делёза философия - не рефлексия, не поиск универсальных истин, дающих окончательные ответы или решения, но творчество, создание новых концептов, углубляющих постановку рассматриваемых проблем подобно разработке музыкальной темы. Отрицая созданное психологией представление о неизменном идентичном «я», Делёз вводит понятие «номадических сингулярностей» (кочующих единичностей) - вереницы масок или внутренних персонажей, выражающих свободную энергию желания.
Реклама
Получившая широкую известность книга Делёза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип» («Capitalisme et Schizophrenie. L’Anti-Oedipe», 1972, сокращенный русский перевод 1990) была воспринята как концептуальное осмысление майских волнений 1968 года во Франции. Считая производство желаний и управление ими посредством «машин желания», встроенных как в отдельного человека, так и в общество в целом, основой капиталистического общества, Делёз усматривает революционную роль шизофрении, понимаемой им не как болезнь, а как тип мышления, в освобождении от параноидального единства картины мира, «государственного мышления», используемого обществом для контроля «потоков желания». Выведение их из-под этого контроля призван осуществить «шизоанализ», который Делёз противопоставил психоанализу 3. Фрейда, блокирующему творческие силы бессознательного и направляющему их на обслуживание интересов власти. Освободительный потенциал шизофрении проявляется прежде всего в искусстве: в процессе творчества художник выражает и пробуждает желания, высвобождая процессы «имперсонального становления», предшествующие формированию субъекта. С 1980-х годов большая часть работ Делёза была посвящена произведениям кино, живописи, литературы.
Делёз оказал значительное влияние на философию, литературную критику и эстетику постмодернизма.
Соч.: Kafka: pour une littérature mineure. Р., 1975 (avec F. Guattari); Rhizome: introduction. Р., 1976 (avec F. Guattari); Dialogues. Р., 1977 (avec С. Parnet); Superpositions. Р., 1979 (avec С. Bene); Capitalisme et Schizophrenie. Р., 1980. Vol. 2: Mille plateaux (avec F. Guattari); Francis Bacon: logique de la sensation. Р., 1981; Nomadology: the war machine. N. Y., 1992 (with F. Guattari); Логика смысла. М., 1995; Ницше. СПб., 1997; Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997; Фуко. М., 1998; Что такое философия? СПб., 1998 (совместно с Ф. Гваттари); Различие и повторение. СПб., 1998; М. Пруст и знаки. СПб., 1999; Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: Учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001; Критика и клиника. СПб., 2002; Кино. Кино 1. Образ-движения. Кино 2. Образ-время. М., 2004; Переговоры, 1972-1990. М., 2004.
Лит.: Badiou А. Deleuze. La clameur de l’être. Р., 1997; Ralchmann J. The Deleuze connections. Camb. (Mass.), 2000; Èizek S. Organs without bodies: Deleuze and consequences. N. Y., 2004; Карцев И. Ж. Делез: Введение в постмодернизм. М., 2005; Todd М. G. Deleuze: an introduction. N. Y., 2005.
А. В. Константинов.