Демокрит

ДЕМОКРИТ (Δημόκριτος) (460-370 до нашей эры, по Аполлодору, 470-380, по Трасиллу), древнегреческий философ и учёный-энциклопедист, основатель античного атомизма.

Родился в Абдере. Биографическое предание (в котором история переплетается с легендой) рисует Демокрита воодушевлённым подвижником науки, отрешённым затворником и в то же время неутомимым путешественником, потратившим всё состояние на исследовательские поездки по странам Востока: Вавилон, Персия, Египет, Эфиопия и даже Индия, что отчасти подтверждается собственными словами Демокрита о его превосходстве над египетскими геометрами. Известна легенда о Демокрите как «смеющемся философе» (в противоположность Гераклиту как «плачущему философу») - столь нелепыми и бессмысленными казались ему повседневные занятия и устремления людей.

Демокрит - первый греческий философ и учёный, который оставил сочинения практически по всем областям знания своего времени. Свод сочинений Демокрита (так называемый Corpus Democriteum) имелся в Александрийской библиотеке, в 1 веке он был заново издан грамматиком Трасиллом, разделившим его на 13 тетралогий, из которых 1-2-я включали сочинения по этике; 3-6-я - по физике, космографии, анатомии, психологии, логике; 7-9-я - по математике, астрономии, географии; 9-11-я - по музыке, грамматике, поэтике; 12-13-я - по медицине, земледелию, живописи, военному искусству. Особую группу сочинений (вне тетралогий) составляли «Причины» (этиологические трактаты по метеорологии, геологии, акустике, ботанике, зоологии, магнетизму) и, вероятно, подлинные «Записки» (в основном материалы путешествий, в том числе трактат о вавилонской клинописи). Полный каталог названий сохранил Диоген Лаэртий (IX, 45-49). Под именем Демокрита существовала также обширная подложная литература по магии, астрологии, алхимии и медицине. Все сочинения Демокрита утрачены, сохранилось около 300 фрагментов-цитат (в основном этического содержания), атомистическое учение известно по кратким изложениям Аристотеля, Теофраста и доксографов.

Реклама

Эпистемология Демокрита движется в русле выдвинутой элейской школой дихотомии мнения и знания и гераклитовского релятивизма в отношении феноменального мира. Противопоставлению того, что существует «доподлинно», «в реальности», тому, что существует лишь в субъективном представлении, или «условно», соответствуют два вида познания - «подлинное» (или «законнорождённое», γνώμη γνησίη) и «тёмное» (или «незаконнорождённое», γνώμη σκοτίη), то есть теоретический разум и чувственное восприятие, причём разум выступает как шестое чувство, которое видит и слышит там, где ощущения слепы. Разум даёт «точное знание», ощущения - лишь «привтекающее мнение», обусловленное психофизическим состоянием индивида. Все чувственные качества субъективны, следовательно, картина мира, передаваемая ощущениями, - театральная декорация или бредовое наваждение (обыденное сознание как «сумасшествие»), «человек отрезан от реальности», «истина погребена в глубине». Но в отличие от скептиков Демокрит не сомневается в том, что «истинная реальность», скрытая за феноменами, существует и познаваема: это атомы и пустота. Возможно, позднее эмпиризм ионийской школы взял верх в Демокрите: в более позднем, чем «Каноны» (основной логико-эпистемологический трактат), сочинении «Преодоления» ощущения дают «подтверждения» или «удостоверения» того, что постигается разумом.

Атомы и пустота. Согласно Аристотелю, атомистическое учение Демокрита возникло в ответ на аргументы элейцев против движения и множества. Элейцы утверждали, что движение и множественность бытия (понимаемого как «полное») невозможны без разграничивающей его пустоты, отождествлявшейся ими с небытием. Согласно сформулированному Демокритом принципу равновероятности, или исономии, бытие (полное) ничуть не более реально, чем небытие (пустое). Вместо единого сущего Парменида имеется бесконечно много сущих в бесконечной пустоте, причём каждая частица бытия «неделима» (атомон). Атом неделим в силу своей физической плотности и непроницаемости (отсутствия в нём пустоты). Атомы вечны (безначальны и неуничтожимы, не подвержены изменениям, лишены чувственных качеств, их субстанция («природа») абсолютно однородна).

Они различаются только величиной, формой, а также (в соединениях) «контактом» и «поворотом» (или «порядком» и «положением», по Аристотелю). Атомы могут механически соединяться между собой путём «сцепления» или «переплетения» и временно «сопребывать», пока внешняя необходимость (ананкэ) не рассеет их. Согласно сформулированному Демокритом закону сквозной причинности, «ничто не происходит беспричинно (или «спонтанно», μάτην), но всё в силу некоторого основания и под действием (внешней) необходимости» (у Иоанна Стобея этот фрагмент приписывается Левкиппу). Подобно тому, как из одних и тех же букв можно составить трагедию или комедию, так всевозможными комбинациями атомов порождается всё многообразие чувственного мира. По-видимому, атомы обладают «весом», пропорциональным их величине, но не обладают «тяжестью», которая побуждала бы их «падать» в пустоте (как атомы Эпикура). Таким образом, атомам, скорее всего, свойственно беспорядочное движение во всех направлениях, обусловленное исключительно соударением и отскакиванием («распрей», по выражению Демокрита). Пространство Демокрит отождествлял с пустотой, а время считал субъективной фикцией.

Атомистическая космогония (включая происхождение живых существ и ранние стадии человеческой культуры) излагалась в «Большом Мирострое» и «Малом Мирострое» (первый из них только Аристотель и Теофраст приписывали Левкиппу). На первой стадии происходит обособление скопления атомов в «великой пустоте» (то есть пространстве одного мира, части «бесконечной пустоты»), на второй стадии «в силу необходимости» возникает вихрь, действующий как сепаратор: крупные атомы собираются в центре вихря (будущая Земля), мелкие «выталкиваются» на периферию (огненное вещество небесных светил), «подобное стремится к подобному», как при просеивании семян через сито. Традиционные четыре элемента, таким образом, сводятся к агломератам атомов равного размера, но различной формы, и, как и у Анаксагора, представляют собой «панспермии» (наборы всевозможных семян-веществ). Весь космос (по аналогии с ростом живых существ) заключён в «оболочку», в центре находится «барабанообразная» Земля, на самой удалённой орбите - Солнце, на самой близкой - Луна, между ними - планеты. Первые живые организмы зародились из ила по мере высыхания влажной земли. По закону исономии нет оснований считать, что наш мир - единственный: в бесконечном пространстве их должно быть бесконечно много, причём одни их них подобны, другие отличны от нашего. В течение бесконечного времени в разных частях Вселенной миры возникают, растут и погибают, сталкиваясь между собой при расширении. В частности, вспышки эпидемий объясняются проникновением в земную атмосферу атомных потоков из погибших миров.

Происхождение и развитие человеческой культуры по Демокриту предположительно реконструируются на основании сочинения Диодора Сицилийского (I, 7) (согласно гипотезе Райнхардта, этот пассаж через Гекатея Абдерского восходит к Демокриту). Изобретение жилища, одежды и т.д. выводится из «нужды» и «стремления к пользе», в искусствах и ремёслах человек подражал природе и животным (пауку - в ткачестве, ласточке - в домостроительстве и т.д.). В теории происхождения языка Демокрит предполагал постепенное развитие от стадии «невнятности» к членораздельной ясности и рассматривал язык как чисто конвенциональную систему знаков («по установлению»), ссылаясь на существование омонимии, синонимии, переименования и отсутствие строгого аналогизма в словообразовании.

Психология и теория ощущений. Душа (псюхэ) тождественна с разумом (нусом) и состоит из тончайших сферических атомов «огня», проникающих в любые межатомные промежутки и обладающих наивысшей подвижностью. Между любыми двумя атомами тела находится атом «души», приводящий их в движение. Смерть характеризуется «рассеянием» индивидуальной души, но сами по себе атомы «души» бессмертны; слабая степень сознания присуща даже трупам и неживому (смотри Гилозоизм). Все чувственные восприятия Демокрит, по Аристотелю, сводил к осязанию, то есть к контакту между воспринимающими атомами души и «истечениями» от предметов. Все тела постоянно излучают материальные снимки, или «образы» (είδωλα), которые отпечатываются на воздухе между объектом и глазом; этот отпечаток, подобно волне, проникает в глаз и передаётся в мозг. Цветовые ощущения обусловлены различиями в форме и комбинации атомов. Звук вызывается «раздроблением» воздуха внутри тел на атомы одинаковой формы под воздействием звуковой волны. Вкусовые ощущения также сводятся к формальным различиям: ощущение кислого вызывают «угловатые» атомы, сладкого - «круглые» и т.д. Помимо пяти чувств Демокрит признавал существование экстрасенсорного восприятия «у бессловесных животных, мудрецов и богов». Любые фантастические образы, возникающие в сознании (в том числе во время сна), - реальны. Реинтерпретируя в терминах атомистики народную веру в «демонов», носящихся в воздухе, Демокрит рассматривал их как атомные «истечения» - образы, проникающие через поры в человека (особенно ночью и при экстатических состояниях); они могут предсказывать будущее и оказывать на людей благотворное или злотворное влияние. По некоторым свидетельствам, эти образы проникают в «наш мир» из космического пространства - благодаря им возникли древние представления о богах.

Этика Демокрита ориентирована на психологический эвдемонизм, её ключевое понятие - эвтюмия, «благорасположение духа», выражающее идею душевного комфорта, - трактовалось в одноимённом этическом трактате. Иногда это идеальное состояние описывается в негативных терминах как «безмятежность» или «невозмутимость». «Судьбы» (тюхэ) не существует, человек обладает свободой воли (несмотря на атомистический детерминизм в физике), никакие внешние условия не могут сделать его несчастным. Душевный покой достигается избавлением от глупых желаний и неоправданных надежд, преодолением страха смерти и загробного наказания (основанного на ошибочных представлениях о мире и божестве), предпочтением духовных ценностей материальным, неизменным следованием традиционному греческому этическому идеалу «меры». Жизнь философа имеет особую регламентацию: философ отказывается от деторождения, не участвует в общественных делах, найти причину одного явления для него ценнее, чем получить персидский престол, он - гражданин мира.

В области политики Демокрит даёт главным образом практические наставления. Бедность при демократии настолько же предпочтительнее богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства. Интересы полиса - превыше всего, так как при его гибели гибнет всё. Законы благотворны для людей, только если они добровольно им подчиняются: как чисто внешнее принуждение, закон не может запретить грешить втайне. Отсюда постоянные апелляции Демокрита к нравственному воспитанию граждан, к совести, «стыду перед собой», к «закону в душе», запрещающему «совершать неподобающее». Богатые должны делиться с бедными, бедные - не завидовать богатым, так как «согласие» граждан - залог общего спасения. Зависть приводит к революциям и гражданским войнам, но в гражданской войне не может быть победителей, так как выигравшие её проигрывают наравне с побеждёнными. Таким образом, достигший состояния эвтюмии (и свободный от зависти) становится не только источником радости для самого себя, но и залогом социального мира.

В эпоху античности философия Демокрита имела существенное влияние, в 4 веке до нашей эры - благодаря демокритовцам (Несс, Метродор из Хиоса, Диоген из Смирны, Анаксарх, Гекатей из Абдеры, Аполлодор, Навсифан, Диотим, Бион из Абдеры), в эллинистическое время - благодаря её адаптации Эпикуром и Лукрецием. Забытая в средние века, она приобрела программное значение в Новое время (Ф. Бэкон, Дж. Бруно, Г. Галилей, П. Гассенди) как первая последовательная система механистического детерминизма в противоположность телеологизму Аристотеля.

Соч.: [Фрагменты и свидетельства] // DK II. 81-230; [Тексты] // Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.

Лит.: Лурье С. Я. Демокрит. М., 1937; Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960; Proceedings of the first International Congress on Democritus. Xanthi, 1984. Vol. 1-2; The Cambridge companion to early Greek philosophy / Ed. А. А. Long. Camb., 1999.

А. В. Лебедев.