Детерминизм
ДЕТЕРМИНИЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде - о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая детерминизм, получила название индетерминизма. Процессуальная сторона детерминизма выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная - смотри Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация - смотри Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Детерминизм может получать онтологическое истолкование (теологический, философский, естественнонаучный, социальный детерминизм), равно как и эпистемологическую интерпретацию (утверждения о различных возможных описаниях действительности).
Реклама
Характерный для монотеистических религий теологический детерминизм, исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Различные версии философского детерминизма, разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистический детерминизм, восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественнонаучных воззрениях 17-18 веков. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классической механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей какую-либо случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального детерминизма были распространены во французском материализме 18 века на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в немецком идеализме с помощью понятия внутренней детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные каким-либо внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского детерминизма, вероятностный детерминизм возник в 19 веке в связи с формированием термодинамики и статистической физики: устойчивость статистических систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отдельных элементов. Вопрос о соотношении детерминизма и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизических системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й половине 20 века, особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (сравни «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Ю. П.
Детерминизм в социальных науках присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 века существует множество версий детерминизма, отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии детерминизма можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы детерминизма можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Детерминизм в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологический детерминизм», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие - по законам природной эволюции (смотри Дарвинизм социальный). «Географический детерминизм» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономической и политической развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (смотри Географическое направление в социальной мысли). «Демографический детерминизм», популярный в этнографических и антропологических исследованиях, главной детерминантой социальной стратификации и экономического роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологический детерминизм» признавал первичность психических явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (3. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий детерминизм» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории детерминизма второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный детерминизм», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологический детерминизм» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий - от ручных орудий труда древности до автоматизированного машинного труда на электрической (атомной) тяге, информационных технологий и спутниковой связи (американские учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, 3. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологического детерминизма стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В середине 20 века широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологического детерминизма - медиа-детерминизм (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономический детерминизм», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономической сферы (средств производства).
К экономическим детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономической сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологической сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отдельного явления, определяющего фактора.
В 20 веке однофакторный детерминизм теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в современных теориях развития). Принципы многофакторного социального детерминизма применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного детерминизма (учёт различных агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й половине 20 века заметна тенденция отхода от категории социального детерминизма в социальных науках. Тем не менее, есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (детерминизм Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологических теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитической каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (американские учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирических исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, например, изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистических математических методов.
Современное понимание социального детерминизма опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный детерминизм характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, так как оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от исторического контекста.
Л. Г. Титаренко.
Детерминизм в психологии. Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистического детерминизма»), в поведении человека стала в 17-18 веках одним из центральных вопросов психологии и философской антропологии (смотри Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистический детерминизм, стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов - ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистический детерминизм, господствовавший в экспериментальной психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психических процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т.п.). В 19 веке психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психических явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т.п.). В конце 19-20 века получил развитие «функциональный детерминизм» (объяснение психического феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т.п.) и «системный детерминизм» (истолкование психических феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Экспериментальной психологии пришлось ограничиться статистическим, или вероятностным, детерминизмом в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й половине 20 века в психологии широкое распространение получил «биологический детерминизм», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологическим или генетическим коррелятам, а также «лингвистический детерминизм», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (смотри Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 веке стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний детерминизм и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутренних детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как основной детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В современных представлениях о детерминантах человеческого поведения центральное место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетический детерминизм») и среды («культурный детерминизм»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтической практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным детерминизмом (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т.п.), получил развитие целевой детерминизм (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
Лит.: Бунге М. Причинность. М., 1962; Determinism and freedom in the age of modern science / Ed. by S. Hook. N. Y., 1965; Franklin R. L. Freewill and determinism: а study of rival conceptions of man. L., 1968; Разумовский О. С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике. М., 1975; Современный детерминизм и наука. Новосиб., 1975. Т. 1-2; Social mechanisms / Ed. Р. Hedstrom, R. Swedberg. Camb., 1998; Предвечный Г. П. Избранные труды. Ростов н/Д., 2001. Смотри также литературу при статьях Причинность, Синергетика.
А. В. Константинов.