Денисов Эдисон Васильевич

ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич (6.4.1929, Томск - 24.11.1996, Париж), российский композитор, педагог, музыковед. В 1951 году окончил физико-математический факультет Томского университета, в 1956 - Московскую консерваторию по классу В. Я. Шебалина. С 1959 преподавал в консерватории инструментовку, после 1990 также композицию (с 1992 профессор). Среди учеников: Д. Н. Смирнов, С. В. Павленко, В. Г. Тарнопольский, И. Г. Соколов, Ю. С. Каспаров. В 1990-96 президент Ассоциации современной музыки (АСМ-2). В 1990-91 по приглашению П. Булеза работал в электронной студии Института акустики и музыки (IRCAM) в Париже. С 1994 постоянно жил в Париже.

Денисов Эдисон Васильевич Сочинять музыку начал в традициях Д. Д. Шостаковича, однако в 1960-64 годах совершил поворот в сторону авангардизма; большое значение для его творческого развития имели встречи с видными западными музыкантами - П. Булезом, Л. Ноно, К. Штокхаузеном, Я. Ксенакисом, Д. Лигети, К. Сероцким, А. Дютийё, Д. Крамом, Л. Даллапикколой, Ф. Донатони. Основу творчества Денисова тех лет составила камерная музыка, среди сочинений: Соната для флейты и фортепиано, Вариации для фортепиано, Музыка для 11 духовых и литавр, 2-й струнный квартет. В 1966 в итальянской газете «Rinascitâ» выступил со статьёй «Новая техника - это не мода», направленной против официальной идеологии Союза композиторов СССР. Оказавшись в рядах оппозиционеров, до середины 1980-х годов подвергался гонениям на родине; большая часть премьер его музыки прошла на Западе. Кантата «Солнце инков» (на слова Г. Мистраль, 1964) - одно из главных сочинений, в которых утвердился послевоенный русский авангард. Изящество письма, прозрачность красок, склонность к смысловой насыщенности каждого голоса проявились в камерных сочинениях: «Crescendo е diminuendo» (1965), 3 пьесы для фортепиано в 4 руки (1967), «Ода», «Романтическая музыка» (оба 1968), «DSCH» (1969), в струнном трио, духовом квинтете (оба 1969), фортепианном трио (1971). В 1970-е годы сочинял преимущественно для оркестра, 1-е крупное оркестровое сочинение - «Живопись» (1970, по картине Б. Биргера). «Живописность» образов, стремление передать средствами музыки особенности работы художника с цветом отразились также в сочинениях «Знаки на белом» (1974), «Акварель» (1975), «Три картины Пауля Клее» (1985). С 1970-х годов важное место в творчестве Денисова занял инструментальный концерт, лучшие произведения этого жанра - виолончельный (1972), фортепианный (1974), скрипичный (1977), альтовый (1986) концерты. В середине 1970-х годов в ряде сочинений Денисова введён новый стилевой комплекс, связанный с мелодической формулой-монограммой EDS (буквы из имени и фамилия композитора - EDiSon DEniSov) - последовательностью трёх звуков: е, d, es. В 1980-90-е годы (период стабилизации стиля) Денисов писал в разных жанрах, создал оперу «Пена дней» (по Б. Виану, 1986, Париж), камерную оперу «Четыре девушки» (по пьесе П. Пикассо, 1986), балет «Исповедь» (по А. де Мюссе, 1984), симфонию (1987). В 1990-е годы предпринял несколько оригинальных опытов по реконструкции и завершению произведений других композиторов (опера «Родриго и Химена» К. Дебюсси, оратория «Лазарь, или Торжество воскрешения» Ф. Шуберта, Kyrie В. А. Моцарта), блестяще оркестровал ряд вокальных сочинений А. В. Мосолова, М. П. Мусоргского и др. Денисов - автор первых в отечественном музыкознании теоретических исследований, посвящённых современным принципам композиции.

Реклама

Соч.: Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. Сб. статей. М., 1986.

Лит.: Denisov Е., Armengaud J. Р. Entretiens avec Denisov, un compositeur sous le régime soviétique. Р., 1993; Холопов Ю., Ценова В. Э. Денисов. М., 1993; Ценова В. Неизвестный Денисов. М., 1997; Шульгин Д. Признание Э. Денисова: По материалам бесед. М., 1998; Свет. Добро. Вечность. Памяти Э. Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1999; Kholopov Yu., Tsenova V. Е. Denisov: the Russian voice in European new music. L., 2003.

В. С. Ценова.