Депривация
ДЕПРИВАЦИЯ [средневековый латинский deprivatio - потеря, лишение, отрешение от должности (церковной)], сокращение или лишение возможностей удовлетворять базовые потребности - психофизиологические, личностные, социальные.
В психологии исследуют сенсорную депривацию, эмоциональную, материнскую (смотри Госпитализм), двигательную, сексуальную, пищевую и депривацию сна и т.п.
Применительно к социальной проблематике термин введён американским социопсихологом С. Стауффером (1949). В социологии используются понятия «абсолютная депривация» (или социальная) и «относительная депривация». Абсолютная депривация - невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т.д. Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (т. е. благ и условий жизни, которых, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (т. е. тех благ и условий жизни, которые люди, по их представлению, могут получить в реальности). В основе синдрома относительной депривации лежит механизм социального сравнения. Индивид может сравнивать своё положение и положение представителей других социальных групп (либо свои возможности в прошлом и в настоящем) или же он обнаруживает резкое несоответствие между тем, во что он верит, что является должным, и тем, что он знает о реальности, тем, как она ему открывается. Социальное сравнение содержит в себе значительную ценностную нагрузку и поэтому приводит человека к мысли о несправедливости обнаруженных несоответствий. Теория относительной депривации развивалась в 1960-х годах, в частности в работах американских исследователей Дж. Дейвиса и Т. Гарра.
Реклама
Выделяют три типические схемы формирования синдрома относительной депривации:
1) ситуация, при которой люди утрачивают необходимые ресурсы и лишаются возможности поддерживать привычный образ жизни; происходит «депривация жизненных стандартов»;
2) ситуация, когда новые идеи и ценности формируют новые жизненные стандарты, повышенные притязания и надежды, но в реальности люди не обладают достаточными ресурсами для реализации своих претензий. Это приводит к «депривации надежд»;
3) ситуация, когда сформировавшиеся ожидания и надежды на первом этапе подкрепляются определёнными возможностями и обеспечиваются адекватным уровнем ресурсов. Однако в дальнейшем реальность всё более расходится с ожиданиями: возможности и ресурсы замедляют темп своего прироста, тогда как притязания продолжают расти. Этот тип ситуации говорит о «депривации ожидаемого темпа изменений».
Относительная депривация описывалась как феномен, имеющий важное социальное значение. Накопленная неудовлетворённость и острое переживание несправедливости существующего положения дел имеют тенденцию распространяться в определённой социальной среде, вызывать социальное беспокойство и диффузную агрессию, что в итоге приводит к росту социальной напряжённости. Дж. Дейвис и Т. Гарр считали, что именно относительная депривация лежит в основе разных форм коллективного действия - от бунтов и революций до протестного поведения и социальных движений. В 1970-е годы это утверждение и сама модель подверглись критике. Было доказано, что между установками и деятельностью не существует жёсткой и однозначной связи, что существование абсолютной депривации и наличие синдрома относительной депривации являются существенным, но недостаточным условием коллективного действия. Теория относительной депривации использовалась в дальнейшем в исследованиях идентичности, групповых идентификаций, формирования идеологий разных форм коллективного действия.
Лит.: Davies J. С. Toward а theory of revolution // American Sociological Review. 1962. Vol. 27; idem. Human nature in politics; the dynamics of political behavior. N. Y., 1963; Runciman W. G. Relative deprivation and social justice. Berk., 1966; The history of violence in America. N. Y., 1969; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. СПб., 2005.
И. А. Климов.