Деревянное зодчество

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО, область архитектуры, обладающая художественной спецификой, которая определяется характером материала (древесины) и строительными приёмами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря сочетанию прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобства обработки. Выразительность деревянного зодчества достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева, декоративной резьбой и росписью. Издавна сложились 2 конструктивные системы деревянных построек - срубная и каркасная (почти без изменений дошли до нашего времени).

Деревянное зодчествоСрубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов - «самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом). Срубные жилища распространены в России, Белоруссии, Украине, Прибалтике, Австрии, Германии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Сербии, Скандинавских странах, горных районах Италии и Швейцарии. Сруб (или клеть) лежит в основе жилого дома в России (смотри Изба). На Руси система клетей и повалуш (помещение для семьи и приёма гостей, самая высокая часть дома, подчёркивалось очертаниями кровли), соединённых сенями и переходами, носила название «хоромы» (дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой, состоявший из семи хором, связанных переходами; 1667-68, зодчие Семён Петров, Иван Михайлов; перестроен в 1681 Саввой Дементьевым; разобран в 1768).

Реклама

В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (её прочность иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или другими материалами (глиной, камнем, кирпичом в так называемых фахверковых домах, распространённых в странах Европы: в Австрии, Дании, Германии, Швейцарии и др.). Простейшие дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. Каркасная конструкция допускает известную свободу композиции, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались большие комплексы дворцовых каркасных зданий (7-12 века). Мощные столбы, резные и расписные кронштейны - «доугуны» и массивные изогнутые крыши создают впечатление нарядности сооружений. Японские жилые дома очень лёгкие, асимметричные в плане и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Великолепным памятником японских каркасных сооружений стал летний императорский дворец Кацура (1620-е годы) близ Киото.

Древнейшие деревянные культовые сооружения известны в основном лишь по письменным источникам. В городе Нара (Япония) сохранились пагода, восходящая к 7 веку (в буддийском монастыре Хорюдзи), и здание зала Дайбуцудэн (752; восстановлено в конце 17- начале 18 века; буддийский монастырь Тодайдзи). Постройки храмового комплекса синто в Исе (Япония) с 7 века регулярно проходят цикл ритуального обновления с точным воспроизведением на соседнем участке.

Особое место среди деревянных построек занимают шведские церкви и звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (церковь Санта-Мария-Минор в Лунде, 12-13 века; звонница на острове Фрёсён на озере Стуршён). В Скандинавии сложился тип храма (ставкирка - столбовая, или мачтовая, церковь) с двойным каркасом - внутренним (из столбов, соединённых арками и крестовинами) и наружным (со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме). Внутреннее пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил), что придаёт ему монументальность (ставкирка в Боргунне, Норвегия, около 1150).

Наиболее ранние культовые памятники на территории России датируются 15-18 веками. Простейшим типом были «клетские» 1-срубные храмы с 2-скатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор), например, церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (15 век, ныне в Кижах). Разнообразны шатровые храмы (Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, 1587). С конца 17 века создавались композиции с несколькими шатрами (Успенский собор в городе Кемь, 1714-17; церковь в селе Ненокса Архангельской области, 1727) и типа восьмерик на четверике, к которым присоединялись протяжённые объёмы трапезных (Успенская церковь в Кондопоге, Карелия, 1774). Характерны также 5-главые кубоватые покрытия: храмы из села Кушерека (1669; ныне Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»), в сёлах Подпорожье (1757) и Турчасово (1786) Архангельской области. Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба - 2-я половина 15 века, в Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филду-де-Сус, 2-я половина 17 века), Чехии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725-26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией стилей каменной архитектуры (готики, барокко, классицизма).

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество. Успенская церковь в Кондопоге. 1774.

До 17 века большое значение имели деревянные оборонные сооружения - остроги. Они состояли из срубных крепостных стен с открытым ходом поверху, защищённым бревенчатым парапетом - «заборалом», и монументальных суровых башен, завершённых невысокими шатрами (сохранились остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири; оба 17 век). В конце 19 - начале 20 века многие архитекторы обращались к формам и декору народного деревянного зодчества при постройке выставочных павильонов, дач, железнодорожных станций. Попытки вернуться к национальным образцам деревянного зодчества определили архитектурные стилизации И. П. Ропета и программу «русского стиля», положив начало так называемому городскому фольклору в жилом строительстве (Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, 1850-е годы, Н. В. Никитин, и др.), распространившемуся также в российской деревне. В советский период деревянные павильоны, в том числе в стилистике авангарда, были сооружены на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве (павильон «Махорка» К. С. Мельникова и др.).

Деревянное зодчествоВ 20 веке улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование и др.), применение специальных клеёв для соединения деревянных элементов позволили создавать конструкции любого формата и формы, дали ещё больше возможностей для использования дерева в современной архитектуре. Новые формообразовательные возможности в области деревянного зодчества были продемонстрированы в проектах финского архитектора А. Аалто. Малоэтажные жилые дома из сборных деревянных каркасов и панелей заводского изготовления распространены в США, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и районах Крайнего Севера Российской Федерации. Смотри также Деревянные конструкции.

Лит.: Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941; Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942; Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.,1950; Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956; Krassowski W. Architektura drewniana w Polsce. Warsz., 1961; Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962; Мехова Г. И. Русское деревянное зодчество. [Альбом]. М., [1966]; Hansen Н.J. Holzbaukunst. Eine Geschichte der abendländischen Holzarchitektur und ihrer Konstruktionsele-mente. Oldenburg; Hamb., 1969; Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972; Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1980; Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1983; он же. Сокровища русского Севера. М., 1989; Лисенко Л. М. Дерево в архитектуре. М., 1984; Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987.