Дескулизация

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от английского deschooling, буквально - обесшколивание), концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализации молодёжи. Выдвинута в 1960-70-х годах леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике - И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники дескулизации считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представители дескулизации призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Главным мотивом познавательной деятельности считают естественную склонность индивида к усвоению полезного опыта. Противопоставляя формальное образование и полезный жизненный опыт, сторонники дескулизации предлагают осуществлять социализацию молодёжи с помощью неформальных «образовательных ресурсов», непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания на основе ученичества, практического освоения различных моделей профессиональной деятельности. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан.

Лит.: Goodman Р. Compulsory miseducation. 2nd ed. Harmondsworth, 1971; Reimer Е. School is dead. Harmondsworth, 1971; Illich I. After deschooling, what? L., 1981; idem. Deschooling society. N. Y., 1983; Тангян С. А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М., 1975; Entschuldung der Schule? В., 1990.

В. Я. Пилиповский.