Детская литература

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает произведения, созданные непосредственно для детей, а также адресованные взрослому читателю, но вошедшие в круг детского чтения в оригинальном или адаптированном виде. Специфика читателя-ребёнка определяет необходимость сочетания в детской литературе дидактичности и познавательности с занимательностью, яркой образностью.

Как специфический род словесности детская литература формируется лишь в конце 17-18 века; до этого произведения, предназначенные специально для детей, появлялись крайне редко и имели, как правило, учебно-дидактический характер; например, «Трактат об астролябии» написан Дж. Чосером (1391), вероятно, для своего сына. К первым поэтическим произведениям для детей относятся: сборники, созданные английскими писателями Дж. Беньяном («Книга для мальчиков и девочек, или Деревенские стихи для детей», 1686) и А. Уоттсом («Божественные и нравственные песни для детей», 1720); стихотворные книги Кариона Истомина, написанные специально для юного царевича Алексея Петровича («Рай умный», 1693, и др.). Для детской литературы 18 века характерно преобладание дидактического начала. Важное место в ней занимают своды правил и нравственных поучений («Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», 1717; «Гувернантка, или Маленькая женская академия» английской писательницы С. Филдинг, 1745; «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожой и её детьми..., сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей» А. Т. Болотова, части 1-2, 1776-79). В 18 веке создаются также литературные сказки для детей, опирающиеся на фольклорную основу («Красавица и зверь» французской писательницы Ж. М. Лепренс де Бомон, 1756), сентиментальные повести («Евгений и Юлия» Н. М. Карамзина, 1789), художественно-нравоучительные рассказы (М. Эджуорт). В круг детского чтения входит фантастико-приключенческая литература («Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе, 1786). Возникают первые журналы для детей, в их числе - «Детское чтение для сердца и разума» Н. И. Новикова (1785-89). Многочисленные произведения для взрослых, созданные в конце 17-18 века, позднее вошли в разряд детского чтения: сказки Ш. Перро, романы Ф. Рабле, М. де Сервантеса, Дж. Свифта, Д. Дефо; в России - простонародные сказки В. А. Лёвшина, М. Д. Чулкова.

Реклама

В 19 веке доминирующим жанром детской литературы остаётся авторская сказка, нередко обращённая и к ребёнку, и к взрослому. Классические образцы стихотворной сказки в России создают А. С. Пушкин, П. П. Ершов. Прозаические сказки в романтико-фантастическом ключе пишут А. Погорельский («Чёрная курица, или Подземные жители», 1829), В. Ф. Одоевский; в жанре детской сказки работают также С. Т. Аксаков («Аленький цветочек», 1858), Н. П. Вагнер, В. И. Даль. Международную известность получают сказки братьев Гримм, Х. К. Андерсена, К. Коллоди; сказочно-фантастические повести Э. Т. А. Гофмана. В духе английского абсурдистского юмора трансформирует жанр сказки Л. Кэрролл. В середине - 2-й половине 19 века в круг чтения подростков и юношества включаются приключенческие и фантастические романы и повести (Дж. Ф. Купер, Ж. Верн, А. Дюма-отец, Л. А. Буссенар, Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон и др.); их главными героями порой становятся сами дети (повести М. Твена). Многие историко-авантюрные романы 19 века, созданные для взрослых, входят в репертуар детского чтения (В. Скотт, Ш. Де Костер, Р. Джованьоли; в России - И. И. Лажечников, Г. П. Данилевский). Всемирно известным образцом детской юмористики стала книга художника и поэта В. Буша «Макс и Мориц» (1865), соединением графики и текста предвосхитившая жанр комикса. Дидактическое направление 18 века нашло продолжение в жанре лаконичного рассказа в народном стиле, разрабатывавшегося Л. Н. Толстым. На рубеже 19-20 веков произведения для детей создают Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др.

Широкое распространение в 19 веке получают журналы для детей и юношества. Историко-патриотическая тематика преобладала в журналах «Новое детское чтение» под редакторством С. Н. Глинки (1821-1824) и «Библиотека для воспитания» под редакторством Д. А. Валуева (1843-46). Религиозно-сентиментальный взгляд на формирование характера девочки исповедовала А. О. Ишимова в своих журналах «Звёздочка» (1842-63) и «Лучи» (1850-1860). Научно-популярные материалы легли в основу журнала «Новая библиотека для воспитания» под редакторством П. Г. Редкина (1847-49).

В 20 веке резко изменяется жанровый состав детской литературы. Важнейшее место в ней занимает приключенческая и историческая проза (читаемая также и взрослыми) - остросюжетная, романтическая по тональности, нередко имеющая экзотический колорит (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Г. Р. Хаггард, У. Коллинз, Р. Сабатини, Э. Берроуз и многие др.). В круг детского чтения входят новые жанры: детектив (А. К. Дойл), научная фантастика (Г. Уэллс, А. Р. Беляев), научно-познавательные книги о природе и животных (Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервуд, Серая Сова; в России - В. В. Бианки, Е. И. Чарушин), фэнтези (К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин). Претерпевает изменения традиционный жанр сказки: дидактика в ней уступает место игровому началу, литературной эксцентрике, нередко сочетающейся с лирической интонацией и философскими сентенциями (А. де Сент-Экзюпери, А. А. Милн, О. Пройслер, П. Треверс, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон и др.).

В России расцвет детской литературы пришёлся на середину 20 века: поэты В. В. Маяковский, К. И. Чуковский, Д. И. Хармс, А. Н. Введенский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и др., драматурги Т. Г. Габбе, Е. Л. Шварц и др., прозаики Ю. К. Олеша, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, Л. А. Кассиль, А. Н. Толстой, А. М. Волков, В. П. Катаев, Л. И. Лагин и др. создали золотой фонд детской литературы, на котором было воспитано не одно поколение детей. Для детской и юношеской прозы 2-й половины 20 века характерна тенденция к психологической углублённости: внутренние противоречия героя-ребёнка, его душевные переживания становятся импульсом развития сюжета. Появляются новые типы героя: в прозе для младшего возраста - «трудный ребёнок», непослушный, но живой и непосредственный (В. Ю. Драгунский, Н. Н. Носов, Ю. В. Сотник, В. В. Медведев, Т. Ш. Крюкова и др.), для более старших - «чудак», нравственно противостоящий коллективу и с юношеским максимализмом заставляющий взрослых жить по тем законам, которые они сами исповедуют (В. Ф. Тендряков, А. Г. Алексин, Ю. Я. Яковлев, В. К. Железников, Ю. П. Вяземский и др.). В детской поэзии на первый план выходит юмористическое и игровое начало (В. Д. Берестов, Э. Н. Успенский, Б. В. Заходер, В. В. Лунин и др.). Особый размах приобрела фантастическая литература, представленная различными жанрами (научная фантастика, фэнтези); среди её создателей - К. П. Крапивин, Ю. В. Козлов, С. В. Лукьяненко, М. В. Семёнова, Кир Булычёв и др.

Лит.: Hazard Р. Les livres, les enfants et les hommes. Р., 1967; Bamberger R. Jugendschriftenkunde. 2. Aufl. W.; Мünch., 1976; Kinderliteratur - Literatur auch für Erwachsene? / Hrsg. von D. Grenz. Мünch., 1990; Vandergrift К. Е. Children’s literature: theory, research, and teaching. Englewood, 1990; Равина Г. П. Детская литература. М., 1994; Минералова И. Г. Детская литература. М., 2002.

О. С. Левченкова.