Детская речь

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста (смотри Онтогенез). Первые систематические описания детской речи (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 века. С 1920-30-х годов началось интенсивное изучение развития речи в отечественной детской психологии, главным образом в целях обучения родному языку и развития речи в случаях патологии. Собственно лингвистическое изучение детской речи началось в психолингвистике, рассматривающей детскую речь как речевую деятельность, которой свойственно употребление специфических средств для речевого общения. Особенности языковых средств детской речи: детерминизм формы языковых знаков (их обусловленность особенностями мышления ребёнка), большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность (расширение) употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.

Реклама

Детской речи свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, которые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловные предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также возникновение у ребёнка умения программировать высказывание. К 3-5 годам детская речь практически не отличается от взрослой ни по грамматическим признакам, ни по лексическому наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершённое развитие речи происходит только при смене житейских понятий научными - в процессе обучения языку.

Психолингвистический подход к изучению детской речи позволил решить вопрос о главной закономерности развития речи: о формировании грамматических и семантичных обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также о формировании на этой основе языковой способности - иерархически организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности - фонетический, лексический, грамматический, семантический - соответствуют определённым уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соответствующих единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка.

Лит.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; McNeill D. The acquisition of language. N. Y., 1970; Studies of child language development. N. Y., 1973; Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974; Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981; Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. сочинение М., 1982. Т. 2; Психолингвистика. М., 1984; Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., 1999; Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М., 2000.

А. М. Шахнарович.