Дэвидсон До­нальд

ДЭВИДСОН, Дейвидсон (Davidson) Дональд (6.3.1917, Спрингфилд, штат Массачусетс - 30.8.2003, Беркли, штат Калифорния), американский философ, представитель аналитической философии. Окончил Гарвардский университет (1949). Профессор Принстонского (1967-70), Рокфеллеровского (1970-76), Чикагского (1976-81) и Калифорнийского (1981-2003) университетов. В развиваемой Дэвидсоном теории человеческих действий их каузальное объяснение исходило из возможности различных способов описания событий - центральные понятия его онтологической концепции. Намерения, желания и т.п. при одном описании выступают как физические события в мозге, причинно обусловливающие человеческие действия, а при другом - как психические события, согласующиеся с нормативными принципами рациональности. Идея тождественности психических событий и физических событий в мозге лежит у Дэвидсона в основе его концепции «аномального монизма», признающей несводимость психического к физическому как разных видов описания. Исходя из того, что понимать значение предложения значит знать условия его истинности, Дэвидсон в выдвинутой им программе построения формальной теории значения для естественных языков отталкивался от разработанной для формализованных языков семантичной теории истины А. Тарского. Признавая зависимость значения предложения от значения его частей, Дэвидсон отводил ключевую роль при этом анализу логической формы предложений, позволяющему показать, как из конечного по своему составу словарного запаса и конечного набора правил порождается бесконечное многообразие предложений естественного языка (Дэвидсон провёл анализ логической формы предложений о действиях, предложений, выражающих косвенную речь, и др.).

Реклама

Связывая понимание отдельного предложения с пониманием в процессе коммуникации всего языка в целом, Дэвидсон рассматривал теорию значения как часть более общей теории интерпретации. Основой познания для Дэвидсона является не чувственное восприятие, а интерсубъективность и коммуникация. В своей теории «радикальной интерпретации», когда исследователь имеет дело с незнакомым языком из совершенно незнакомой культуры, Дэвидсон показывал неразрывную связь между значениями произносимых говорящим фраз, системой его убеждений и мнений и его поведением. Дэвидсон отстаивал идею о концептуальной взаимозависимости «трёх разновидностей знания» человека (о себе самом, о других людях и об окружающем мире). Продолжая вслед за У. Куайном критику эмпиризма, Дэвидсон отверг его «третью догму» - предположение о возможности проведения чёткого различия между концептуальной схемой знания и его эмпирическим содержанием.

Соч.: Actions, reasons and causes // The Journal of Philosophy. 1963. Vol. 60. №23; Essays on actions and events. Oxf., 1980; Общение и конвенциональность // Логика. Сознание. Язык. М., 1990; Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990; Материальное сознание. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия. М., 1993; Subjective, intersubjective, objective. Oxf., 2001; Истина и интерпретация. М., 2003; Problems of rationality. Oxf., 2004; Truth, language and history. Oxf., 2005; Truth and predication. Camb. (Mass.); L., 2005.

Лит.: Actions and events: perspectives on the philosophy of D. Davidson / Ed. by Е. LePore, В. McLaughlin. Oxf., 1988; Truth and interpretation: perspectives on the philosophy of D. Davidson / Ed. by Е. LePore. Oxf., 1989; The philosophy of D. Davidson. Chi., 1999; Пассмор Д. Современные философы. М., 2002; D. Davidson: meaning, truth, language and reality / Ed. by Е. LePore, L. Kirk. Oxf., 2005.

Л. Б. Макеева.