Devоtio Moderna
DEVOTIO MODERNA (латинский devotio moderna - новое благочестие), предреформационное духовное течение в некоторых странах Европы (преимущественно в Нидерландах, а также в Германии, Швейцарии, Польше), особенностью духовной практики которого была идея мирского аскетизма - поисков спасения не в бегстве от мира, а в исполнении земных обязанностей как религиозных заповедей.
Начало оформления devotio moderna в Нидерландах относится к последней трети 14 века и связано с деятельностью Г. Грота, призывавшего к возвращению к простому, основанному на заветах раннего христианства, укладу церковной жизни. К концу 14 века относится появление в среде девотов («благочестивые»; нидерландский Devoten) первых общин - «братств общей жизни». Члены общин жили совместно, практиковали общие трапезы, труд, общность имущества. Никаких обетов не приносилось, каждый мог выйти из «братства» в любое время. Общины девотов (как мужские, так и женские) располагались в частных домах, не имели единого центра и официально утверждённого устава; в отличие от монастырей девотов в них входили и клирики, и миряне. Ещё при жизни Грота общины девотов появились в Девентере и Кампене. К концу 15 века движение девотов распространилось также за пределами Нидерландов. Монастыри и общины девотов располагались в Германии, Швейцарии, Польше. К 1500 году в этих областях насчитывалось 97 монастырей девотов, из которых 13 женских и 84 мужских. Многочисленные общины девотов были разбросаны также по городам северной и южной областей Нидерландов. К 1460 их число достигло 130. Деятельность общин координировалась и направлялась специальными коллоквиумами, собиравшимися в городе Зволле. Организационным центром всего движения была конгрегация в деревушке Виндесхейм, неподалёку от Зволле.
Реклама
В целом devotio moderna можно охарактеризовать как духовное течение, сформировавшееся и развивавшееся в рамках католической церковной традиции. Критика девотами отдельных пороков и недостатков католической церкви имела целью её усовершенствование и укрепление, а не ниспровержение. Девоты не отрицали церковной обрядности, однако считали её несущественной по сравнению с внутренним религиозным чувством.
Принципиальное историческое значение Devotio moderna заключается в значительном воздействии этого духовного течения на нидерландскую культуру предреформационного периода. Члены братств активно занимались перепиской и иллюминированием духовных книг, их переводами на нидерландский язык, созданием молитвенников на нидерландском языке. С конца 15 века в братствах девотов осуществлялась активная работа по типографическому изданию книг в принадлежавших им типографиях. Большое значение для нидерландской культуры имела деятельность девотов в области образования - создание богословских школ с углублённым преподаванием классических языков, что во многом заложило основы нидерландской гуманистической и реформационной теологии. В монастырях и общинах девотов были воспитаны такие крупнейшие деятели нидерландского и европейского гуманизма и Реформации, как: Фома Кемпийский (около 1380-1471), Иоганн Вессель (около 1419-89), Рудольф Агрикола (1443-85), Александр Гегий (около 1433-1498), Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер.
Г. А. Шатохина-Мордвинцева.