Дезурбанизм

ДЕЗУРБАНИЗМ (от французского désurbanisme, от dés - отрицание, urbanisme - урбанизм), направление в градостроительстве 20 века. Представители дезурбанизма разрабатывали проекты рассредоточения перегруженной инфраструктуры и населения больших городов вдоль транспортных артерий, главным образом автотрасс. Дезурбанизм  опирался на идею исторической обречённости крупных городов, восходящую к социалистам-утопистам и анархистам (Ш. Фурье, Р. Оуэн, П. А. Кропоткин и др.), а также на теорию стирания различий между городом и деревней (Ф. Энгельс). Проявился в проектах некоторых архитекторов 1920-30-х годов (Б. Таута в Германии, Ф. Л. Райта в США, и др.). В России в конце 1920 - начале 1930-х годов велась дискуссия по проблеме строительства социалистического города между так называемыми урбанистами и дезурбанистами (М. А. Охитович, Н. А. Милютин, М. Я. Гинзбург и др.). Архитекторами-дезурбанистами были разработаны концепции «развивающегося» и «линейного» города, которые получили выражение в проектах «Магнитогорье» (1930; авторы - Охитович, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, Н. Соколов), планировки Волгограда (Милютин) и др.

Лит.: Милютин Н. А. Соцгород. М.; Л., 1930; Wright F.L. The disappearing city. N. Y., 1932; idem. When democracy builds. Chi., 1945; idem. The industrial revolution runs away. N. Y., 1969.