Деидеологизации концепция

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ, утверждает необходимость отказа от главенствующих в мире политических идеологий ввиду потери ими практической значимости.

Идеи деидеологизации концепции появились в западном обществоведении после окончания 2-й мировой войны и основывались на иллюзорном предположении о возможности сосуществования двух мировых систем в условиях НТП, снимающего актуальность идейного противоборства. Исторический период 19 - начала 20 века рассматривался в рамках этой концепции как время господства идеологий и их борьбы, а середина 20 века объявлялась их «концом». Идеи о конце политических идеологий высказывались многими мыслителями 1950-х годов. Среди них, например: А. Камю («Ni victims nibourreaux», 1946), Р. Арон («L’opium pour des intellectuels», 1955), О. Бруннер («Das Zeitalter der Ideologien», 1956), Э. Шилз («The end of ideology», 1955), С. Липсет («Political man», 1959). В качестве цельной концепции они были сформулированы в книге Д. Белла «Конец идеологии» (1960). «Истощение» главных «левых» и «правых» идеологий он обосновывал ростом удовлетворения интересов рабочего класса в условиях НТП (смотри Государство всеобщего благоденствия), дальнейшей дифференциацией рабочих специальностей. Ослабление роли идеологии в жизни общества аргументировалось не только фактической базой повышения уровня жизни всех слоёв и устранения основ классового противостояния, но и необходимостью научной рационализации сферы политики (смотри, например, книгу американского социолога М. Оукшота «Рационализм в политике», 1962). И в этом смысле деидеологизации концепция была направлена против идеологического догматизма, препятствующего рациональному анализу общества и принятию политических решений на основе конкретных научных знаний.

Реклама

Однако сами исторические события 1960-х годов и широкая дискуссия по вопросам конца идеологии (в которой принимали участие, кроме уже упомянутых учёных, также У. Кристол, Ч. Р. Миллс, Р. Бендикс, Р. Даль, Д. Э. Аптер и многих др.) привели к отказу (в том числе самого Д. Белла) от деидеологизации концепции. Критиковалась деидеологизации концепция и со стороны политиков обоих лагерей. В социалистическом мире она воспринималась вместе с концепцией конвергенции двух систем как новый инструмент борьбы против марксизма, а на Западе - как либерально-консервативная доктрина, мешающая принципиальной оценке политических событий.

Идеи деидеологизации концепции возродились в период перестройки в СССР и последовавшего распада социалистической системы. Так, Ф. Фукуяма уже в 1989 году в статье «Конец истории» определил, что борьба идеологий стала бессмысленной, поскольку либерализм одержал всемирную победу. Принципы деидеологизации концепции воспроизводятся и в моделях информационного общества. В 1990-е годы в японском проекте построения «сетевого общества», разработанном К. Кеничи, деидеологизация наряду с глобализацией, индивидуализацией и либерализацией объявлялись главными ценностями.

Волны деидеологизации чередовались с волнами реидеологизации, с обострением противостояния двух главных идеологий в период «холодной войны», а в начале 21 века с ростом исламского фундаментализма и международного терроризма, с процессом глобализации, который радикализирует проблемы политической борьбы и национальной идентичности.

Лит.: The end of ideology debate / Ed. by Ch. I. Waxman. N. Y., 1968; Rothbard М. The new end of ideology? // Libertarian Forum. 1977. Vol. 10. № 3; Barker R. Political ideas in modern Britain. L., 1978; Bell D. The end of ideology: on the exhaustion of political ideas in the fifties. Camb. (Mass.); L., 1988; Inglehart R., Welzel Ch. Modernization, cultural change, and democracy: the human development sequence. Camb., 2005.     

Л. Г. Титаренко.