Диадох Фотикийский

ДИАДОХ ФОТИКИЙСКИЙ (греческий Διάδο­χος ό Φωτικής) (около 400 - около 480), епископ г. Фотика (Эпир), богослов.

О происхождении и жизни Диадоха Фотикийского практически ничего не известно; кратко упоминается у Виктора Витского (5 век) и Фотия (9 век). Творения Диадоха Фотикийского знаменуют переход от мистических богословских трактатов ранних отцов Церкви к аскетической литературе византийской эпохи. Главное сочинение Диадоха Фотикийского - «Сто гностических глав о духовном совершенстве» («Слово подвижническое») - представляет собой введение в аскетику, затрагивающее практические и богословские вопросы: воздержание в пище, отношение к болезням, борьба с искушениями, учение о молитве и имени Иисусовом, ступенях восхождения в любви к Богу. Трактуя библейское выражение о творении человека (Быт. 1:26), Диадох  Фотикийский различает «образ Божий», получаемый при рождении и исправляемый при крещении, и «подобие», которое достигается путём непрерывной духовной аскезы. Полемизируя с мессалианами (евхитами; ересь, распространившаяся во 2-й половине 4 века в некоторых малоазийских и сирийских монашеских общинах), Диадох  Фотикийский выдвигает учение о крещении, согласно которому после совершения этого таинства благодать проникает в глубины разумной души, избавляя её от власти сатаны. При этом, сохраняя свободу воли человека, она не препятствует худым помыслам, проявляя себя лишь при добровольном устремлении души к Богу (гл. 76-89). Диадох  Фотикийский не доверяет чувственным видениям, поскольку обитающие в тленном теле люди лишены возможности ощущать божественное (гл. 36). В «Слове на Вознесение Господне» Диадох  Фотикийский формулирует православное христологическое учение о 2 неделимых природах, божественной и человеческой, в одной ипостаси Иисуса Христа. «Видение», написанное в форме вопросов-ответов, посвящено мистическому сошествию славы Божией при крещении Христа Иоанном Предтечей, а также эсхатологии, природе ангелов и другим темам. Приписываемый Диадоху Фотикийскому катехизис содержит многие его идеи, но, возможно, составлен Симеоном Новым Богословом. Сочинения Диадоха Фотикийского пользовались большой популярностью на христианском Востоке, известны они были и на Западе [Померий (умер после 498), Кесарий Арльский (умер 542)].

Реклама

Соч.: Migne PG. Т. 65; Добротолюбие. 2-е изд. М., 1900. Т. 3; Попов К. Д. Блж. Диадох (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. Т. 1; Бенешевич В. Н. «Видение» Диадоха, епископа Фотикийского в Эпире. СПб., 1908; Diadoque de Photicé. Œuvres spirituelles. 4 éd. Р., 1997.

Лит.: Dörr F. Diadochus von Photike und die Messalianer. Freiburg im Breisgau, 1937; Χρίστου Π. Διάδοχος ο Φωτικής. Θεσσαλονίκη, 1952.             

П. В. Кузенков.