Диаз Нарсис

Диаз ДИАЗ (собственно Диас де ла Пёнья, Diaz de la Репа) Нарсис (Нарсис Виржилио) (21.8.1807, Бордо - 18.11.1876, Ментона), французский живописец и литограф. Родился в семье испанских иммигрантов. С 1823 года работал на фарфоровой мануфактуре А. Жилле, где познакомился с его племянником - Ж. Дюпре. Занимался живописью по фарфору, что позднее сказалось в любви Диаза к чистым, звучным тонам в живописи; около 1827 брал уроки у лилльского художника Ф. Сушона (ученика Ж. Л. Давида); в Лувре копировал работы старых мастеров. Участвовал в парижских Салонах (1831-1844). Испытал влияние Э. Делакруа, французского ориентализма («В турецком саду», Музей изящных искусств, Бостон). Обращаясь к мифологии, трактовал её в духе изящного гедонизма 18 века («Венера и Адонис», 1848; «Нимфа и амуры», 1852, обе - Лувр, Париж).

Индивидуальность Диаза с наибольшей полнотой проявилась в пейзажной живописи. С 1835 года работал в лесу Фонтенбло, излюбленном месте французских пейзажистов; в 1837 году познакомился с Т. Руссо и вошёл в число мастеров барбизонской школы. В сравнении с другими барбизонцами Диаз  более романтичен и эмоционален; любил эффекты необычного освещения (пламенеющие закаты, бурные грозы и т.п.), его пейзажи часто оживлены жанровыми сценками с живописными персонажами («Цыгане», 1848, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Приближение грозы», 1871; «Осень в Фонтенбло», 1872, обе - ГМИИ; «Лес Фонтенбло», 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Около 1863 года Диаз  сблизился с будущими импрессионистами (О. Ренуаром, К. Моне, А. Сислеем, также с Ф. Базилем), высоко ценившими утончённую живописную технику Диаза и его колоризм; в свою очередь Диаз  в поздних работах испытал воздействие импрессионизма. Работал также в технике литографии («Девушки в лесу» и др.).

Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. М., 1962; N. Diaz de la Pefia. (Cat.). Р., 1968; Buhler Н. Р. Die Schule von Barbizon. Мünch., 1979.

В. В. Стародубова.