Дидло Шарль Луи

ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи [27.3.1767, Стокгольм - 7(19).11.1837, Киев], французский артист балета, хореограф, педагог. Сын танцовщицы М. Марешаль и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца и Л. Фроссара. С 1776 года в Париже изучал академический танец у Ж. Б. Лани и Ж. Ф. Деге. Тогда же работал в детской труппе театра «Амбигю комик». Около 1782 принят в труппу «Комеди Франсез» как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы при Королевской академии музыки и танца. В 1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придворного театра. Затем выступал в Лондоне в труппе Ж. Ж. Новерра, в Королевской академии музыки и танца, в труппе Ж. Доберваля (Бордо). В 1795 в Лионе сочинил на сборную музыку первую версию балета «Зефир и Флора». В 1796-1801 в Лондоне поставил на музыку Ч. Босси балеты «Флора и Зефир», «Ацис и Галатея», а также «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» с посвящением У. Шекспиру.

Ш. Дидло. Миниатюра. Неизвестный художник с оригинала В. В. Баранова.

Реклама

Ш. Дидло. Миниатюра. Неизвестный художник с оригинала В. В. Баранова. 

В 1801-11 годах Дидло возглавлял балетную часть Петербургского театрального училища. Спектакли на мифологические и сказочные темы («Аполлон и Дафна» Ф. А. Филидора, 1802, «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» К. А. Кавоса и Ф. Антонолини, 1803, и др.) принесли ему известность. Вернувшись в Лондон, возобновил там петербургскую постановку «Зелиса и Альсиндор, или Лес Приключений» Кавоса (1812) и поставил спектакли «Царица Голконды» (1812) и «Пастух и Гамадриада» (1813) Ф. М. А. Венюа и др. Серию своих героических балетов открыл премьерой спектакля «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа (1813, Лондон). В 1815 поставил балет «Зефир и Флора» Босси на сцене парижской Академии музыки и танца. С 1816 вновь в Санкт-Петербурге, где осуществил свыше 40 постановок: «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (1817) и «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» (1819) Антонолини, «Федра» Кавоса и Ф. П. Турике (1821), «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса (1823, по мотивам поэмы А. С. Пушкина). В 1829 из-за конфликта с Дирекцией императорских театров Дидло вынужден был выйти в отставку. Лучшие постановки Дидло отличали драматургическая логика и стилевое единство; декорационное оформление и сценические эффекты служили раскрытию содержания; кордебалет превратился в активного участника действия. Художественные ансамбли Дидло подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Под его руководством русский балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Творческие находки хореографа получили развитие во 2-й половине 19 века, в частности в балетах М. И. Петипа. Среди учеников - М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, А. П. Глушковский, Н. О. Гольц.

Лит.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940; Guest I. The romantic ballet in England. L., 1954; Слонимский Ю. И. Дидло. Вехи творческой биографии. Л.; М., 1958; Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.; М., 1958; она же. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983; Swift М. G. А loftier flight. L., 1974; Блок Л. Д. Дидло и первая русская школа // Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., 1987.

В. М. Красовская.