Дифференциальная психология

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (психология индивидуальных различий), раздел психологии, изучающий устойчивые психологические различия между индивидами и между группами людей, их причины и последствия.

Эмпирические исследования в рамках дифференциальной психологии в конце 19 века начал Ф. Гальтон, создавший ряд методик изучения и статистического анализа индивидуальных различий. Значительный вклад в дифференциальную психологию внесли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам термин «дифференциальная психология»), А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К. Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд; среди российских психологов - А. Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Методы дифференциальной психологии строятся на сравнительном анализе поведения разных людей в разных условиях. Развитие дифференциальной психологии было тесно связано с прогрессом психологического тестирования и математических методов в психологии; тесты стали основным методом дифференциальной психология, использующимся, чтобы измерять различия интеллекта и способностей, типологические особенности характера и темперамента, черты личности, мотивацию, интересы и ценности, самооценку и другие поддающиеся измерению параметры. Несмотря на популярность и практическую значимость концепций, делящих людей на чётко различающиеся психологические типы, измерение большинства психологических черт обнаруживает распределение индивидов вдоль непрерывной шкалы, приближающееся к колоколообразной кривой нормального распределения. Подобное, скорее количественное, нежели качественное, распределение индивидуально-психологических различий присуще и любым животным, принадлежащим к одному виду. При проведении сравнений групп, различающихся по возрасту, полу, этнической и культурной принадлежности и т.д., индивидуальные различия внутри каждой группы оказываются значительно больше средних различий между группами; таким образом, групповая принадлежность индивида не может служить надёжным индикатором выраженности психологических черт. Кросскультурные исследования показали, что тесты, разработанные в западной культуре, часто не подходят для сравнения её представителей с людьми иных культур (например, тесты интеллекта измеряют способность к академическому обучению, игнорируя такие менее востребованные в западном обществе интеллектуальные качества, как интуиция).

Реклама

Важной задачей дифференциальной психологии является выделение наиболее существенных параметров организации психической деятельности «глубинных факторов», от которых зависят «поверхностные характеристики» поведения, для чего был разработан математический метод факторного анализа, широко применяемый в дифференциальной психологии с середины 20 века. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их генетических и нейрофизиологических коррелятов; в России Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе учения И. П. Павлова с середины 20 века развивается дифференциальная психофизиология, исследующая психофизиологические различия между людьми.

На протяжении всей истории дифференциальной психологии идут острые дискуссии об относительном вкладе наследственности и среды в индивидуальные различия (например, в гендерной психологии). Данные дифференциальной психологии имеют важное прикладное значение для обучения, психотерапевтической практики, определения профессиональной пригодности, профориентации, диагностики и прогнозирования развития склонностей и способностей индивидов и др.

Лит.: Anastasi А. Differential psychology. N. Y., 1981; Individual differences in infancy: reliability, stability, prediction / Ed. J. Colombo, J. Fagen. Hillsdale, 1990; Jonassen D. Н., Grabowski В. L. Handbook of individual differences, learning, and instruction. Hillsdale, 1993; Aiken L. R. Human differences. Mahwah, 1999; Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 2003; Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских и американских традиций. 4-е изд. М., 2006.